На вторую половину 5 в. до н. э. приходится период расцвета древних афин. в это время в афинах жили и работали геродот, философ анаксагор, поэты эсхил, софокл, еврипид, комедиограф аристофан, скульптор фидии. афины украшали многочисленные скульптурные памятники. античный плутарх (ок. 46-ок. 127) писал, что в афинах было больше статуй, чем живых людей. главным героем скульптуры был идеализированный свободный гражданин афин — прообраз многочисленных божеств греческого пантеона. «не рабы они у смертных, не подвластны никому», — так говорится об афинянах в трагедии эсхила «персы» . статуи обожествленных героев и очеловеченных богов украшали улицы и площади города, воспевая увековеченное в мраморе гражданское достоинство и этические нормы, призывали следовать этим образцам воинской доблести и добродетели. все это способствовало зарождению в афинах демократии — первой в политической системы, при которой не военные вожди и не знать, а свободные граждане города-государства стали единственным легитимным источником власти. все важные решения в афинах принимались только по воле общего собрания граждан, обладавших равными правами.
Почитав мнения мы видим, что в комплектовании армии рима крестьяне являлись одним из основных ресурсом. земля требует ухода, а уходя в длительный военный поход крестьяне не могли должным образом это делать, «лишних» рабочих рук не было и земледельческие хозяйства приходили в упадок. другой причиной является то, что крупные землевладельцы начали использовать на своих угодьях труд рабов, что конечно удешевляло себестоимость произведенной у них сельхозпродукции, понятно, что качество получалось не «ахти», но тут главный критерий — цена», она значительно была снижена. крестьяне попросту не могли конкурировать и им приходилось за бесценок реализовывать свою продукцию, что негативно сказывалась на развитии крестьянского хозяйства. поэтому многие крестьяне начали продавать свои земли у переселятся в города.