Смоленская война (1632—1634гг) . Между Россией и Речью Посполитой. Россия пыталась восстановить контроль над Смоленском и прилежащими территориями, вошедшими в состав Речи Посполитой по результатам войны 1605—1618 годов. Несмотря на успех под Смоленском, королю не удалось развить наступление. Путь на Москву прикрывала 10-тысячная русская армия во главе с князьями Дмитрием Черкасским и Дмитрием Пожарским. Провалилась попытка вернуть крепость Белую. Русский гарнизон в тысячу человек отбил все атаки польско-литовской армии. В июне 1634 года на реке Поляновке был заключен «Поляновский мир» между Россией и Польшей, подтвердивший в основном границы, установленные Деулинским перемирием. К России отошёл только один город — Серпейск. По договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Опыт этой войны сказался на дальнейшем развитии русской армии, поскольку самыми бое частями оказались полки нового строя. В дальнейшем правительство продолжило формирование этих полков, одновременно отказавшись от наёмников.
В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.
Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?
1. Изображения на стенах храмов и гробниц.
«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”
По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно. Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица. Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.
Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.
2. Свидетельства историков
А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.
Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).
Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:
Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.
Несмотря на успех под Смоленском, королю не удалось развить наступление. Путь на Москву прикрывала 10-тысячная русская армия во главе с князьями Дмитрием Черкасским и Дмитрием Пожарским. Провалилась попытка вернуть крепость Белую. Русский гарнизон в тысячу человек отбил все атаки польско-литовской армии. В июне 1634 года на реке Поляновке был заключен «Поляновский мир» между Россией и Польшей, подтвердивший в основном границы, установленные Деулинским перемирием. К России отошёл только один город — Серпейск. По договору Владислав отказался от претензий на русский трон. Опыт этой войны сказался на дальнейшем развитии русской армии, поскольку самыми бое частями оказались полки нового строя. В дальнейшем правительство продолжило формирование этих полков, одновременно отказавшись от наёмников.
В традиционных исторических книгах об облике египтян пишут вот что: «Первые доисторические люди, населявшие эти края, принадлежали к средиземноморской расе. Они были стройные, даже худощавые, с чуть удлиненными головами и темными вьющимися волосами. Позднее они смешались с кочевыми племенами, пришедшими из Палестины. Так возник этнический тип египтянина: среднего роста, с крупной головой, крепкими костями и особенно сильными запястьями и лодыжками.
Представители этого исходного типа еще и сегодня встречаются среди крестьян в отдаленных областях Египта. ”Физический тип египтянина сложился в результате многотысячелетнего смешения различных племён, вытесненных в долину Нила. Египтяне были высокого роста, имели плотную фигуру, широкие прямые плечи, широкое лицо, толстоватый прямой нос, низкий лоб. У них была смуглая кожа, иссиня-чёрные прямые волосы и густые ресницы, чёрные миндалевидные глаза.Что же является для нас основными свидетельствами того, как выглядели древние египтяне?
1. Изображения на стенах храмов и гробниц.
«Мы хорошо знаем, как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян-мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин – в желтоватый. ”
По этой цитате есть одно замечание. Очевидно, что портреты египтян, которые мы находим в гробницах и на стенах храмов, в большинстве своем идеализированные. Художники и скульпторы следовали лишь определенному канону изображения, разработанному еще на заре египетской цивилизации и державшемуся тысячелетиями: отсюда и принятое изображение женщин со светлой кожей, а мужчин с более темной, но это не значит, что так было и на самом деле. Далее, по поводу прямых волос: обычно египтян изображали в париках либо с бритой головой, поэтому судить о том, какие были у них настоящие волосы, по фрескам и скульптурам сложно.
Многочисленны и изображения представителей племен и народов, с которыми жителям долины Нила чаще всего приходилось сталкиваться. Мы видим западных соседей египтян – светлокожих голубоглазых ливийцев; восточных их соседей, выходцев из Передней Азии, – высоких, с желтоватой смуглой кожей, выпуклым носом и обильной растительностью на лице, с неизменными характерными бородками; южане, обитатели Нильской Эфиопии, или Нубии, выглядят темно-фиолетовыми. Встречаются на рельефах черные курчавоголовые представители негроидных племен Южного Судана.Лица и фигуры тоже были стандартизованы, хотя художники и скульпторы иногда и отступали от канонов, изображая, например, полные животы и удлиненные головы, или более приближенные к реальности лица.
Но всё же фрески могут дать нам определенный образ этнического типа египтянина. Он проявляется в сравнении с изображениями соседей Египта, которые тоже нередко попадаются нам на стенах храмов и гробниц.
Наглядно иллюстрирует это следующий рисунок:По этому рисунку очень хорошо виден цвет кожи египтян – бронзово-золотистый и классический черный цвет волос. То есть можно предположить, что они не были ни белыми, ни чернокожими, как их соседи, а представляли собой по цвету кожи что-то среднее. На большинстве фресок египтяне изображены именно с таким “кирпичным” цветом кожи. Даже если это канон, я не думаю, что он возник на пустом месте.
2. Свидетельства историков
А как египтян видели представители других народов? Мы можем узнать это из трудов греческого историка Геродота. Упоминание об их внешности есть в его “Истории”.
Геродот сравнивает египтян, эфиопов и колхийцев. Он высказывает предположение, что эти народы родственны, исходя из того, что они похожи друг на друга. Геродот пишет, что и те и другие – темнокожие (μελαγχροες) и курчавые (ουλοτριχες).
Вот этот отрывок, в котором упоминаются египтяне:
Ведь колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что, по их мнению, колхи ведут свое происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришел к такому же выводу, потому что они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это еще ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более за то основательны следующие доводы.