Время петра i — это время активного проникновения в жизнь элементов светской европеизированной культуры. стали появляться светские учебные заведения, основана первая газета. успех по службе петр поставил для дворян в зависимость от образования. специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для россии форму общения между людьми. особое значение имело строительство каменного петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. в 1724 была основана академия наук (открылась в 1725). реформы, проведенные петром i затронули не только политику, , но также искусство. целью молодого царя было поставить искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. в то время крупных мастеров почти не было. петр приглашал иностранных художников в россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в голландию и италию. во второй четверти 18 в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретенное мастерство. по прошествии всего ста лет россия предстала в обновленном виде – с новой столицей, в которой была открыта академия художеств; со множеством художественных собраний, кот. не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.
Раннего средневековья. в начале средневековья европейцы более всего читали евангелие и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью мучениками. в житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к богу. герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом. с vi—viii веков в культуру западной европы всё больше входят хроники — рукописи, рассказывавшие об народов и о современной хронисту жизни. в хрониках события излагались по , так как они следовали друг за другом. повествование начиналось обычно от сотворения мира и заканчивалось современными событиями. наряду с тем что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы. ирландский монах беда достопочтенный в «церковной народа » впервые применил новую систему счёта времени — от рождества христова. безвестные сказители и певцы создавали эпические песни — сказания о великих героях прошлого. их исполняли, аккомпанируя себе на арфе или виоле (маленькой скрипке). с течением времени одни песни соединялись с другими. так возникли великие средневековые эпические поэмы (эпо- сы): «беовулъф», скандинавская «старшая эдда», «песнь о нибелунгах». на протяжении всего раннего средневековья эпосы существовали только в устной форме. позже их стали записывать, поэтому, к счастью, мы можем сейчас прочитать многие из них. состязание поэтов в честь . средневековая миниатюра 2. рыцарская . в xi веке на юге франции, в провансе, возникла рыцарская поэзия. провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже — горожане. известны сотни поэтов, которые жили во второй половине xii—xiii веке; до нас дошло и около 30 имён женщин-поэтесс. в северной франции, италии, испании, германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви). в рыцарской поэзии (её называют также куртуазной, то есть придворной) был создан образ идеального рыцаря. в стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. поэты воспевали служение прекрасной , мадонне («моей госпоже»), соединяя 8 — е. в. 225 в городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты. тогда их называли «шуты» или жонглёры. без них не обходились ни деревенская свадьба, ни придворный пир. они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. весёлость и бескорыстие жонглёров восхвалялись в средневековых произведениях: «жонглёр, другим и нравом не в пример: поел - и распевает он телом здрав затем, что сердцем щедр». однако церковь считала жонглёров «нечистыми» людьми, неодобрительно относилась к их фокусам, их запрещали хоронить при церквах - на освящённой земле. «жонглёр, другим и нравом не в » поклонение богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. любовь здесь выступает как великое благо, которого достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. рыцарская поэзия создавалась в основном на родных языках. поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы. большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боёв и походов.
в те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. сначала это были обработки античных сказаний и , но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада трои изображалась как штурм феодального замка. особенно ярко в романах отразились легенды о короле артуре и рыцарях круглого стола. романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие от смелых рыцарей. популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе тристана и изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой ; она была записана в xiii веке.
в те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. сначала это были обработки античных сказаний и , но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада трои изображалась как штурм феодального замка. особенно ярко в романах отразились легенды о короле артуре и рыцарях круглого стола. романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие от смелых рыцарей. популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе тристана и изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой ; она была записана в xiii веке.