Причины опричнины иван грозный остался в взгляде потомков мнительным человеком, который постоянно видел вокруг себя заговоры. началось все с казанского похода, из которого иван грозный вернулся в 1553 году. царь (на тот момент еще великий князь) заболел, и сильно опасаясь предательства бояр, велел всем присягать на верность своему сыну, младенцу дмитрию. бояре и придворные люди неохотно присягали на верность «пелёночнику», а многие и вовсе уклонились от этой присяги. причина тому была простая – действующий царь болен, наследник имеет меньше года от роду, большое количество бояр, которые претендуют на власть. после выздоровления иван грозный изменился, став более осторожным и обозленным к окружающим. он не мог простить придворным предательства (отказ от присяги дмитрию), прекрасно понимая, чем это было вызвано. но решающие события, которые к опричнине, были обусловлены следующим: в 1563 году умирает московский митрополит макарий. он был известен тем, что имел огромное влияние на царя и пользовался его расположением. макарий сдерживал агрессию царя, внушая ему мысли о том, что страна ему подконтрольна и никакого заговора нет. новый митрополит афанасий занял сторону недовольных бояр и выступал против царя. в результате царь только усилился в идее, что вокруг него одни враги. в 1564 году князь курбский бросил армию и перешел на служение в княжество литовское. курбский забрал с собой многих военноначальников, а также в самой литве рассекретил всех шпионов. это был страшный удар по самолюбию царя, который после этого стал окончательно убеждённым, что вокруг него враги, которые в любой момент могут его предать. в результате иван грозный решил ликвидировать в россии независимость бояр (они на тот момент владели землями, содержали свою армию, имели своих и свой двор, свою казну и так далее). было принято решение создать самодержавие. сущность опричнины в начале 1565 года иван грозный покидает москву, оставляя после себя две грамоты. в первой грамоте царь обращается к митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в москве связаны с действиями бояр. сам же царь направился в александрову слободу. туда, под влиянием жителей москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. иван грозный согласился вернутьяя, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. эта система называется опричнина ивана грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на: опричнина — земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) . земщина — земли, которыми продолжали ведать бояре.  для осуществления этого плана иван грозный создал специальный отряд — опричники. изначально их число составляло 1000 человек. эти люди составляли тайную полицию царя, которая подчинялась непосредственно главе государства, и которая наводила в стране нужный порядок. в качестве опричниных земель были выбраны часть территории москвы, костромы, вологды, можайска и некоторых других городов. местные жители, которые не вошли в государственную программу опричнины, были вынуждены покинуть эти земли. как правило, им предоставлялась земля в самых отдаленных глубинках страны. в результате опричнина решила одну из важнейших , которая была поставлена иваном грозным. эта заключалась в ослаблении мощи отдельных бояр. это ограничение было достигнуто за счет того, что государство забрало в личное распоряжение одни из лучших земель в стране.
арабы добились господства только в отдельных регионах южного казахстана и семиречье, которые вошли в состав халифата. поэтому исламизация в южных регионах проходила быстрее, чем на остальной территории. в x веке арабский путешественник ибн-хаукаль писал о том, что дальше тараза не видел ни одного мусульманина. кочевые племена, особенно те, кто составил позднее ядро казахского народа, сохранили многие элементы духовной культуры предков: поклонение солнцу, огню, идолам, их нравы и обычаи в сочетании с исламскими канонами.
арабы обогатили культуру народов казахстана, приобщили их к культуре и искусству востока. на казахской земле родился великий учёный аль-фараби, внесший огромный вклад в мировую культуру и науку. ислам, проникая в широкие слои населения, стал главной религией казахстана.
арабы добились господства только в отдельных регионах южного казахстана и семиречье, которые вошли в состав халифата. поэтому исламизация в южных регионах проходила быстрее, чем на остальной территории. в x веке арабский путешественник ибн-хаукаль писал о том, что дальше тараза не видел ни одного мусульманина. кочевые племена, особенно те, кто составил позднее ядро казахского народа, сохранили многие элементы духовной культуры предков: поклонение солнцу, огню, идолам, их нравы и обычаи в сочетании с исламскими канонами.
арабы обогатили культуру народов казахстана, приобщили их к культуре и искусству востока. на казахской земле родился великий учёный аль-фараби, внесший огромный вклад в мировую культуру и науку. ислам, проникая в широкие слои населения, стал главной религией казахстана.