Восемнадцать лет его правления были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, – говорит летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле» .
Москву, ранее постоянно подвергавшуюся набегам своих и чужих воителей и сожженную дотла татарами, Калита отстроил заново. Кремль обнесли прочной дубовой стеной, защищавшей не только центр прежнего города, но и посад за его пределами. Возвели Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь, при которой был открыт монастырь. Данилов монастырь перенесли на новое место. Разоренные прежде татарским нашествием, монастыри стали центром культуры и московского летописания.
В целях объединения Калита использовал и влияние Русской Православной Церкви. Тогдашнему митрополиту Киевскому и всея Руси Петру нравился Иван Калита, хозяйственный, стремящийся к обустройству и достатку, невероятно богомольный, похожий больше на монаха, чем на воеводу. Их духовные беседы и озабоченность судьбами русской земли и православной веры склонили Петра перевести митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Митрополит Петр, избравший своей резиденцией «град честен крепостью, овомы Москва» и навсегда оставшийся духовным покровителем города Ивану I в проведении политики централизации русских земель.
Вокруг Кремля одно за другим возникали села. Бояре охотно переходили к Московскому князю и получали от него земли с обязанностью службы. Пригласив ко двору бояр, Иван I создал мощную опору своей власти. В 1339 году он ввел в действие земледельческий закон, основанный на византийском праве, и установил новый порядок наследования, сформулированный в его духовной грамоте. За боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Князь заботился о внутренней безопасности, строго преследовал разбойников и воров и тем самым давал возможность ездить торговым людям по дорогам.
В устье реки Мологи возникла тогда знаменитая Моложская ярмарка, куда съезжалось множество купцов с Запада и Востока. Росли промышленность и торговля, росли и доходы великого князя, собираемые с купцов развитию ремесел и торговли, Иван I сумел рас свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси. Князю московскому подчинились Ростовское княжество, Псков, Тверь, Владимир и Новгород Великий. Именно при Иване Калите были заложены основы позднейшего могущества Москвы, место которой в нашей истории емко определил Николай Михайлович Карамзин: «Новгород знаменит бывшею в нем колыбелью монархии, Киев – купелию христианства для россиян; но в Москве Отечество и Вера» .
Умер Иван Данилович в 1341 году, приняв, по обычаю того времени, перед смертью схиму. Похоронен в Москве в Архангельском соборе Кремля, где покоится и прах его отца князя Даниила.
Калита сумел уговорить ордынского хана дать князю разрешение самому собирать с Руси дань. Взамен на щедрые дары хан согласился. Русичи стали отдавать деньги князю. .
Стала с тех пор Москва богатеть. Туда съезжались купцы с разных княжеств, некоторые даже туда переселялись, думая, что в Москве Орда их не достанет. В Москву везли на кораблях белый камень и стали возводиться белокаменные соборы на Боровицком холме.
Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо бревенчатого забора.
Московские князья были более искусными политиками, налаживая отношения с ордынскими ханами.
Восемнадцать лет его правления были эпохой усиления Москвы и ее возвышения над остальными русскими городами. В то время как другие русские земли страдали от татарских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю, – говорит летописец, – перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле» .
Москву, ранее постоянно подвергавшуюся набегам своих и чужих воителей и сожженную дотла татарами, Калита отстроил заново. Кремль обнесли прочной дубовой стеной, защищавшей не только центр прежнего города, но и посад за его пределами. Возвели Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенскую церковь, при которой был открыт монастырь. Данилов монастырь перенесли на новое место. Разоренные прежде татарским нашествием, монастыри стали центром культуры и московского летописания.
В целях объединения Калита использовал и влияние Русской Православной Церкви. Тогдашнему митрополиту Киевскому и всея Руси Петру нравился Иван Калита, хозяйственный, стремящийся к обустройству и достатку, невероятно богомольный, похожий больше на монаха, чем на воеводу. Их духовные беседы и озабоченность судьбами русской земли и православной веры склонили Петра перевести митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси. Митрополит Петр, избравший своей резиденцией «град честен крепостью, овомы Москва» и навсегда оставшийся духовным покровителем города Ивану I в проведении политики централизации русских земель.
Вокруг Кремля одно за другим возникали села. Бояре охотно переходили к Московскому князю и получали от него земли с обязанностью службы. Пригласив ко двору бояр, Иван I создал мощную опору своей власти. В 1339 году он ввел в действие земледельческий закон, основанный на византийском праве, и установил новый порядок наследования, сформулированный в его духовной грамоте. За боярами следовали вольные люди, годные к оружию. Князь заботился о внутренней безопасности, строго преследовал разбойников и воров и тем самым давал возможность ездить торговым людям по дорогам.
В устье реки Мологи возникла тогда знаменитая Моложская ярмарка, куда съезжалось множество купцов с Запада и Востока. Росли промышленность и торговля, росли и доходы великого князя, собираемые с купцов развитию ремесел и торговли, Иван I сумел рас свое влияние на многие земли Северо-Восточной Руси. Князю московскому подчинились Ростовское княжество, Псков, Тверь, Владимир и Новгород Великий. Именно при Иване Калите были заложены основы позднейшего могущества Москвы, место которой в нашей истории емко определил Николай Михайлович Карамзин: «Новгород знаменит бывшею в нем колыбелью монархии, Киев – купелию христианства для россиян; но в Москве Отечество и Вера» .
Умер Иван Данилович в 1341 году, приняв, по обычаю того времени, перед смертью схиму. Похоронен в Москве в Архангельском соборе Кремля, где покоится и прах его отца князя Даниила.
Объяснение:
Калита сумел уговорить ордынского хана дать князю разрешение самому собирать с Руси дань. Взамен на щедрые дары хан согласился. Русичи стали отдавать деньги князю. .
Стала с тех пор Москва богатеть. Туда съезжались купцы с разных княжеств, некоторые даже туда переселялись, думая, что в Москве Орда их не достанет. В Москву везли на кораблях белый камень и стали возводиться белокаменные соборы на Боровицком холме.
Умелые плотники обнесли крепость новыми дубовыми стенами вместо бревенчатого забора.
Московские князья были более искусными политиками, налаживая отношения с ордынскими ханами.