В конце 16 века в Англии распространялся кальвинизм. Его приверженцы (пуритане) выступали за очищение англиканской церкви от католицизма. Они, в свою очередь, делились на несколько течений. В парламенте пуритане образовали две партии: пресвитериане и индепенденты. Пресвитериане были умеренной партией, они хотели упразднить институт священства, а во главе общин поставить выборных пресвитеров, подотчётных ассамблее. Индепенденты, в отличие от пресвитериан, были против любой церковной иерархии. Они сформировали радикальную революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером индепендентов стал Оливер Кромвель. Борьба разных сторон за господство над церковью имела важнейшее значение: кто властвовал над ней, тот мог оказывать мощное влияние на сознание населения. На поверхности противостояние выглядело как идеологическая борьба пуританизма с англиканством. В действительности же борьба велась за политическую власть. Оппозиция сознавала, что она борется не только с несколькими дурными советниками и даже не только с самим королём. Она боролась с устаревшей феодальной системой. В духе времени обе противоборствующие стороны в своей риторике прибегали к религиозной аргументации, однако за чисто теологическими по виду идеями скрывалось социальное содержание. Каждый класс создавал религиозные взгляды, при к его нуждам и интересам, и стремился внушить эти взгляды другим.
В парламенте пуритане образовали две партии: пресвитериане и индепенденты. Пресвитериане были умеренной партией, они хотели упразднить институт священства, а во главе общин поставить выборных пресвитеров, подотчётных ассамблее. Индепенденты, в отличие от пресвитериан, были против любой церковной иерархии. Они сформировали радикальную революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером индепендентов стал Оливер Кромвель. Борьба разных сторон за господство над церковью имела важнейшее значение: кто властвовал над ней, тот мог оказывать мощное влияние на сознание населения. На поверхности противостояние выглядело как идеологическая борьба пуританизма с англиканством. В действительности же борьба велась за политическую власть. Оппозиция сознавала, что она борется не только с несколькими дурными советниками и даже не только с самим королём. Она боролась с устаревшей феодальной системой.
В духе времени обе противоборствующие стороны в своей риторике прибегали к религиозной аргументации, однако за чисто теологическими по виду идеями скрывалось социальное содержание. Каждый класс создавал религиозные взгляды, при к его нуждам и интересам, и стремился внушить эти взгляды другим.