Появление данной попытки реконструкции событий военного конфликта, произошедшего в 1898 г. между Испанией и Соединенными Штатами Америки, объясняется почти полным отсутствием внимания к теме в отечественной исторической науке. Хотя упоминается это событие в контексте эпохи всегда, но редкая работа уделяет ему более двух-трех абзацев. Только монография Л. Ю. Слезкина посвящена специально интересующей нас проблеме1. Это исследование освещает, прежде всего, политические аспекты конфликта, но не позволяет составить представление о ходе боев, военной силе противников, их стратегических замыслах, тактике, – словом, о вещах, не менее интересных для понимания сути проблемы. Ведь в периферийных войнах начального этапа борьбы за передел мира формировался опыт, использованный впоследствии в поворотных для развития цивилизации мировых войнах, а значит военная история этих «эпизодов» незаслуженно упускается из сферы исследовательского внимания. Испано-американская война стала, кроме всего прочего, еще и первым выходом на мировую арену американского империализма. Для Испании события 1898 г. стали поворотным моментом, уникальным по своей значимости, ибо они подтолкнули сложнейшие кризисные процессы, определившие особенности пути развития страны в XX в. Иными словами, попытка реконструировать события 1898 г. актуальна и имеет определенный интерес.
Земские соборы» выбрана для курсовой работы в какой-то мере под влиянием внутриполитической обстановки в нашей стране на современном этапе. Мы переживаем переломный момент нашей истории, продолжается разрушение строя, идет формирование новых отношений, нового общества, новых общественно политических порядков. В этот процесс втянуты все слои общества. Видимо на этом основании некоторые политические деятели, депутаты Государственной Думы в своей риторике нередко пользуются многообразными историческими аналогиями и термином «соборность». Что такое «соборность»? Когда она зародилась? Как формировалась? ответы на эти вопросы может дать лишь глубокое изучение истории России, в том числе и периода функционирования земских соборов. Поэтому закономерно предполагать, что изучение этого периода истории Российского государства более глубоко уяснить смысл понятия соборности, а также выработать более верное представление об основательности или безосновательности употребления этого понятия, этого термина в политических дебатах, в обращениях к народу общественных деятелей и средств массовой информации. С этой точки зрения изучение истории земских соборов XVI—XVII в.в. злободневно и актуально. В процессе изучения темы ставилась цель выяснить, почему появились земские соборы, какие экономические и политические обстоятельства и процессы в Московском государстве к середине XVI в. вызвали к жизни такую форму опоры правительства на феодальное сословие и городскую верхушку общества в форме земских соборов. Важной задачей данной работы было показать, каков был политический голос соборов, какое значение имели земские соборы в формировании и функционировании склада жизни Московского государства второй половины XVI в. — XVII в., как они влияли на внутриполитические отношения. В нашей современной бурной политической жизни, в средствах массовой информации, в программных выступлениях многочисленных избирательных компаний неизменно встает вопрос — есть ли у россиян чувство парламентской традиции, есть ли этот элемент в политическом сознании основной активной части населения. Большинство наблюдателей дает решительно отрицательный ответ — нет, есть царистская традиция. Но некоторые газеты и некоторые политики утверждают обратное. Они, на основании чувства соборности русского народа, на основании опыта выборности земских органов по реформе 1864 г., выборов в Государственную думу после революции 1905 г., выборов в Советы, утверждают, что у русского народа преобладают не царистские чувства, а традиции опоры на выборное правительство. Не вдаваясь в подробности этого вопроса в полной мере, целесообразно все же в работе попытаться осмыслить опыт древнерусских земских соборов в выработке у населения того чувства, которое сейчас принято называть парламентской традицией. Таков круг вопросов, которые являются целью изучения и написания работы по теме «Земские соборы Российского государства XVI — XVII в. в.»