Какой сырье использовали для кузнечного дела?какой целью использовали для охоты какое сырье используют для земледелия какой целью использовали для косевинства
Большим уважением в народе пользовались кузнецы. Их называли уста, дархан, шебер – мастер, умелец, Устахана. Кузница (реконструкция)искусник. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силой и Такое отношение к людям этой профессии характерно для всех тюркоязычных народов. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали его по наследству. Их мастерство и искусство воспето в героических сказаниях казахского народа, например, в поэме “Кобланды”.
Кузнечное ремесло казахов обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения.
Кузнецы не имели своих постоянных мастерских и время их появления относится примерно к началу XX века.
В процессе работы мастера использовали следующие орудия труда: меха (корык), наковальня (тос), тиглиНаковальня (ерытетын ожау), набор молотков различных размеров с плоскими или выпуклыми рабочими концами (балга), щипцы (кыскаш), зубила (шапкы), долото (кашау), пробойники (тескыш), кочерга (косеу), бурава (бургы), рашпиль (турпы).
Кузнец применял в работе горячую ковку, отливку металла по приготовленным формам, заклепку различных деталей, филигрань и чернение.
Металл приобретали у русских купцов на рынках Средней Азии. Древесный уголь в основном заготавливали сами, но и покупали у специалистов-угольщиков, которые появились среди казахов во второй половине XIX века.
В этот период уже отливали и ковали сошники для пахотных орудий (шойын тыс, темир тыс), серпы для уборки хлебов и косьбы трав (орак и шалгы орак), кетмени (кетпен), стремена (узенгы), узду (жуген), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кайшы), подковы (тага); различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов в виде круга на треноге. В древности из бронзы отливали котлы и жертвенники со скульптурными изображениями голов барана, козла или коня. Следуя этой традиции, казахские кузнецы украшали подставки для котлов скульптурными изображениями бараньих голов.
Из особой стали делали так называемые кривые сабли, которые в казахском народном эпосе именуются алмас кылыш. Их рукоятки и эфес убирались драгоценными камнями. Эфесы покрывались рельефом, например, с изображением орлиной головы. Ножны для них изготовлялись из черной или красной кожи с тиснением, покрывались серебряными или бронзовыми бляшками.
До присоединения Казахстана к России (1731) кузнецы ковали и отливали кинжалы, секиры(айбалта), наконечники топоров, полусабли(селебе), длинные ножи(жекеауыз), трехгранные наконечники копий, двухгранные и четырехгранные наконечники стрел и даже фитильные ружья (мылтык).
Топор и кинжал. Сабля. XVIII век. Айбалта (секира)
КУЗНЕЧНОЕ РЕМЕСЛО
Большим уважением в народе пользовались кузнецы. Их называли уста, дархан, шебер – мастер, умелец, Устахана. Кузница (реконструкция)искусник. В народе существовало представление, что кузнецы обладают сверхъестественными силой и Такое отношение к людям этой профессии характерно для всех тюркоязычных народов. Секреты своего мастерства кузнецы хранили в тайне и передавали его по наследству. Их мастерство и искусство воспето в героических сказаниях казахского народа, например, в поэме “Кобланды”.
Кузнечное ремесло казахов обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения.
Кузнецы не имели своих постоянных мастерских и время их появления относится примерно к началу XX века.
В процессе работы мастера использовали следующие орудия труда: меха (корык), наковальня (тос), тиглиНаковальня (ерытетын ожау), набор молотков различных размеров с плоскими или выпуклыми рабочими концами (балга), щипцы (кыскаш), зубила (шапкы), долото (кашау), пробойники (тескыш), кочерга (косеу), бурава (бургы), рашпиль (турпы).
Кузнец применял в работе горячую ковку, отливку металла по приготовленным формам, заклепку различных деталей, филигрань и чернение.
Металл приобретали у русских купцов на рынках Средней Азии. Древесный уголь в основном заготавливали сами, но и покупали у специалистов-угольщиков, которые появились среди казахов во второй половине XIX века.
В этот период уже отливали и ковали сошники для пахотных орудий (шойын тыс, темир тыс), серпы для уборки хлебов и косьбы трав (орак и шалгы орак), кетмени (кетпен), стремена (узенгы), узду (жуген), металлические пряжки и кольца для конской сбруи, ножницы для стрижки овец (кайшы), подковы (тага); различную домашнюю утварь: кувшины, чайники, подсвечники, подставки для котлов в виде круга на треноге. В древности из бронзы отливали котлы и жертвенники со скульптурными изображениями голов барана, козла или коня. Следуя этой традиции, казахские кузнецы украшали подставки для котлов скульптурными изображениями бараньих голов.
Из особой стали делали так называемые кривые сабли, которые в казахском народном эпосе именуются алмас кылыш. Их рукоятки и эфес убирались драгоценными камнями. Эфесы покрывались рельефом, например, с изображением орлиной головы. Ножны для них изготовлялись из черной или красной кожи с тиснением, покрывались серебряными или бронзовыми бляшками.
До присоединения Казахстана к России (1731) кузнецы ковали и отливали кинжалы, секиры(айбалта), наконечники топоров, полусабли(селебе), длинные ножи(жекеауыз), трехгранные наконечники копий, двухгранные и четырехгранные наконечники стрел и даже фитильные ружья (мылтык).
Топор и кинжал. Сабля. XVIII век. Айбалта (секира)
Поселение и жилище Одежда Пища и