Он милосерд, правдив, закон его для всех равен. он вольность дарует всем. Это — перифраз «Наказа» Екатерины II и ее-постоянных заявлений в манифестах и указах. В то же время вместе с предшествующими похвалами самодержцу и последующими его распоряжениями эта фраза рисует облик такого государя, какого просветительская философия XVIII века именовала «просвещенным монархом». Согласно теории «просвещенного абсолютизма» такая монархия равнозначна конституционной или, по крайней мере, монархии, ограниченной твердыми («непременными»— по терминологии Д. И. Фонвизина) законами, основанными на «естественном праве». Правящий при подобных законов «просвещенный монарх» отличается от самодержца, деспота, тирана, который правит, руководствуясь собственной прихотью, желанием, без законов. Во Франции идею просвещенной монархии отстаивали и пропагандировали Монтескье, Вольтер, Дидро, в России — Ломоносов, Сумароков, Новиков, Фонвизин, Державин и др. Радищевская характеристика деяний монарха в «сне» в основных пунктах совпадает с тем, например, что в более краткой форме писал о качествах «просвещенного монарха» Ломоносов: «Радеть о благоденствии общества, защищать оное прозорливым мужеством, управлять милосердным правосудием, обогащать домостройством и купечеством, просвещать науками, украшать художествами есть великих монархов упражнение».