Кого з гетьманів стосується Свідчення сучасніків: «У нас у предків бояри бувало, а він заводити Нові порядки, а вольності Нашi всі тим, хто відходить»; . «Хай іде до лихого, як з нами не 6. Хоче жити, а злякавшіся, клобуком покріває голову»?
Идеи в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью объявили народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки. Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало рас демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.
Во-первых, процесс урбанизации привел к образованию больших скоплений людей в относительно небольшом пространстве. Города стали ареной интенсивных контактов, взаимодействий и коммуникаций между людьми - многочисленными «единицами». Это облегчило формулирование общих идей и взглядов, общих ценностей и общих идеологий. Во-вторых, в сходном направлении действовал процесс индустриализации, который концентрации на заводах, фабриках и в рабочих поселках, на заводских окраинах огромной массы рабочих. Сталкиваясь в течение всего рабочего времени, то есть большую часть дня, с людьми, находящимися в аналогичной жизненной ситуации, вынужденными решать сходные проблемы и имеющими сходные претензии, они легко могли сформулировать общее мнение, согласовать стратегию борьбы, договориться о выступлении с коллективными протестами. В-третьих, массовый характер образования имел двоякое последствие. С одной стороны, концентрировались, собирались вместе значительные массы учащихся, студентов, то есть лиц, готовых уже в силу своей молодости к общей мобилизации и коллективной активности. Неслучайно центрами многих важнейших социальных движений становились университеты.В-четвертых, развитие современных технологий также облегчает мобилизацию социальных движений и их пополнение участниками. С одной стороны, средства массовой информации кристаллизации общественного мнения, укреплению чувства общности, выходящей за локальные границы, а с другой - развитые телекоммуникации, а также компьютерная сеть позволяют независимо от физической близости действующих лиц быстро установить между ними нужные контакты и связи. В целях пропаганды своих программных положений социальные движения обращаются в наше время к интернету.В-пятых, современное общество, отмеченное печатью урбанизации и индустриализации, то есть прежде всего городская и промышленная среда, не только создает условия для мобилизации социальных движений и рекрутирования их сторонников, но существенно усиливает мотивацию потенциальных участников. В таком обществе растет доля недовольных, популяция обездоленных (как в абсолютном измерении, в смысле бедности, нищеты, безработицы, так и в относительном измерении, когда люди ощущают невозможность достичь желанных вершин богатства и успеха). Они формулируют различные упреки, претензии, требования.В-шестых, мотивации такого рода усиливает широко распространенная в современном обществе активистская и прогрессистская идеология, которая подчеркивает значение и необходимость перемен, изменений, а также зависимость этих изменений от субъективной активности людей.В-седьмых, в политической сфере большинство современных обществ (стран) отходит, отказывается от форм диктатуры, авторитарных и тоталитарных режимов, склоняется к демократическому строю. А демократия создает для социальных движений особенно благоприятную «структуру политических шансов》.
Идеи в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью объявили народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки. Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало рас демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.
Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/3008
© e-history.kz