С конца 16-го столетия человечество вошло в эпоху развития капитализма, эпоху которая сменила собою феодальный строй и ознаменовалась восхождением на пьедестал технического прогресса. Существовавшие до этого феодальный и рабовладельческий строй, за весь многовековой период своего правления не смогли так продвинуть развитие экономических отношений, как это сделал капитализм за 400 лет своего существования. Хотя экономические гуру предрекают завершение нынешней эпохи, все человечество охвачено экономическими отношениями, вписывающимися именно в созданную капитализмом картину мира. Начиная со становления рабовладельческих отношений, работа, выполняемая рабами была не хитра, в основном не требовала развития специальных навыков и специализация одного дела могла передаваться поколениями не привнося ощутимых технологических нововведений.
К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство. Усиленно развивалось мануфактурное производство и особенно металлургическая промышленность. Международное значение страны значительно возросло и укрепилось. Но несмотря на значительные сдвиги, страна продолжала отставать от западноевропейских государств. В интересах роста производительных сил и укрепления обороно страны дворянское правительство Петра I осуществило различные реформы в области культуры, науки и техники. Эти реформы прежде всего возвышению дворянства. В армии, флоте и государственном аппарате все командные посты были закреплены за дворянами. Много было сделано и для усиления нарождающегося сословия купцов. Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительные реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности издание первой газеты «Ведомости» , выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских государственных школ. Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище» , было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.
С конца 16-го столетия человечество вошло в эпоху развития капитализма, эпоху которая сменила собою феодальный строй и ознаменовалась восхождением на пьедестал технического прогресса. Существовавшие до этого феодальный и рабовладельческий строй, за весь многовековой период своего правления не смогли так продвинуть развитие экономических отношений, как это сделал капитализм за 400 лет своего существования. Хотя экономические гуру предрекают завершение нынешней эпохи, все человечество охвачено экономическими отношениями, вписывающимися именно в созданную капитализмом картину мира. Начиная со становления рабовладельческих отношений, работа, выполняемая рабами была не хитра, в основном не требовала развития специальных навыков и специализация одного дела могла передаваться поколениями не привнося ощутимых технологических нововведений.