Тұмар (Томирис) ханша ж.ж.с.д. 570-520 – күнгей түркі сақ халықтарының байырғы заманда ел билеген атақты әйел патшаларының бірі. Грек жазбаларында оның елін «массагет» деп атайды. Тұмар ханша есімінің тарихқа еніп, әлемге танылуы Ахемен әулетінен шыққан, «төрт құбыланың тұтас билеушісі» атанған парсының әйгілі патшасы Кирдің ж.ж.с.д. 558 – 530 Орта Азияға басқыншылық жорықпен келген, «жеңілуді білмейді» деп дәріптелген әскерін ашық шайқаста тас талқанын шығарып жеңуімен тікелей байланысты.
1. Наивысшего расцвета и могущества караванная торговля по Великому Шелковому пути достигла вА) УШ-начале XIII вв. В) ГУ-У1 вв. С) ХП-Х1У вв. Д) Х1У-ХУ вв. Е) ХШ-Х1У вв.
2. «Лазуритовый путь» или «нефритовый путь», который соединял Центральную Азию со Средиземноморьем, Индией и Китаем, существовал, начиная сА) 3-2 тысячелетий до н.э. В) 1У-У1 вв. С) ХП-Х1У вв. Д) ХГУ-ХУ вв. Е) ХШ-Х1У вв.
3. Великий Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия в середине
А) IV в. В) III в. С) II в. до н.э. Д)Ув. Е) VI в. до н. э.
4. В Х-ХП вв. на Великом Шелковом пути формируется целый ряд новых городов, среди которых
А) Сауран В) Испиджаб С) Ашнас Д) Суяб Е) Баласагун Ж) Дженд З) Янгикент И) Тараз5. В низовьях Сырдарьи крупным торговым центром в X в. становится столица огузовА)Тараз В) Баласагун С) Янгикент Д) Фараб Е) Суяб6. Рост городов на юге Казахстана и в Жетысу шел более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами Азии за счет
А) оседания кочевников В) естественного прироста С) переезда из других государств
7. Появляется новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье, районах Прииртышья и Центрального Казахстана, идет бурный рост экономики и культуры вА) XIV - начале XVI вв. В) IX - начале XIII вв. С) XII - начале XIV вв.
Д) XIV - начале XV вв. Е) XIII - начале XIV вв.
8. Письменные источники сообщают, что города в IX - начале XI вв. на побережье Алаколя и по Иртышу принадлежали
А) карлукам В) тюргешам С) найманам Д) Караханидам Е) кимакам9. Города Дженд, Сыгнак, Барчкент в XI - начале XIII вв. принадлежали
А) кыпчакам В) тюргешам С) найманам Д) Караханидам Е) карлукам10. В X - начале XIII вв. в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи, наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах
А) Кедер и Культобе В) Испиджаб и Янгикент С) Сайрам и Туркестан
Д) Суяб и Тараз Е) Фараб и Алмалык
11. Наиболее ранним памятником культового характера является мавзолей Бабаджи-хатун X—XI вв., построенный в окрестностях
12. Выдающимся памятником зодчества является мавзолей Айша-Биби, постройка которого относится кА) У1П-1Х вв. В) Х1-ХП вв. С) 1Х-Х вв. Д) VII-VIII вв. Е) VI-VII вв.
13. К памятникам караханидского зодчества относится портально-куполь-ный мавзолей Карахана в окрестностях
13. Войсками Арабского халифата совершались походы на территорию Южного Казахстана и Семиречья в течение
А) Х1-ХП вв. В) УШ-1Х вв. С) 1Х-Х вв. Д) VII-VIII вв. Е) У1-УП вв.
14. Когда Арабский халифат начал переживать кризис, видную роль в распространении ислама выполняли миссионеры изА) Кашгарии В) Семиречья С) Южного Казахстана Д) Центрального Казахстана Е) Мавераннахра15. Караханиды предоставляли право свободного пользования землей соседним тюркским племенам при одном условии — если они примут
А) тенгрианство В) христианство С) ислам Д) буддизм Е) манихейство
16. Абу Наср аль-Фараби и аль-Бируни создавали свои произведения наА) согдийском языке В) кыпчакском языке С) арабском языке
Д) персидском языке Е) казахском языке
17. Создал учение, которое вобрало в себя основы ислама и элементы тен-грианства, автор «Диуан-и-хикмет»
А) Мухаммад Хайдар В) Юсуф Баласагуни С) Махмуд Кашгари
Д) Ахмед Йасауи Е) Кадыргали Жалаири18. Обращаясь к своим ученикам, он говорит, что «не владеющий грамотой отвергнут Господом». Нравственное совершенство человека неразделимо с его стремлением к познанию у
А) Сатука Богра-хана В) Ахмеда Йасауи С) Махмуда Кашгари
Д) Мухаммада Хайдара Е) Кадыргали Жалаири19. Ученый мирового уровня, он объединил ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской науки и культуры
А) Мухаммад Хайдар В) Кадыргали Жалаири С) Махмуд Кашгари Д) аль-Фараби Е) Юсуф Баласагуни20. Рассуждения аль-Фараби о путях к счастью и достойной человека жизни, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя изложены в сочинениях
1) «Тарихи-и-Рашиди» 2) «О достижении счастья» 3) «Кутадгу билиг»
21. Даны сведения о календарях, системах летосчисления, впервые даны основы тригонометрии, рассматриваются вопросы астрономии в книге Абу Райхана Бируни
А) «Кутадгу билиг» В) «Гражданская политика» С) «О достижении счастья»
Эссе ^^
Объяснение:
Тұмар (Томирис) ханша ж.ж.с.д. 570-520 – күнгей түркі сақ халықтарының байырғы заманда ел билеген атақты әйел патшаларының бірі. Грек жазбаларында оның елін «массагет» деп атайды. Тұмар ханша есімінің тарихқа еніп, әлемге танылуы Ахемен әулетінен шыққан, «төрт құбыланың тұтас билеушісі» атанған парсының әйгілі патшасы Кирдің ж.ж.с.д. 558 – 530 Орта Азияға басқыншылық жорықпен келген, «жеңілуді білмейді» деп дәріптелген әскерін ашық шайқаста тас талқанын шығарып жеңуімен тікелей байланысты.
1. Наивысшего расцвета и могущества караванная торговля по Великому Шелковому пути достигла вА) УШ-начале XIII вв. В) ГУ-У1 вв. С) ХП-Х1У вв. Д) Х1У-ХУ вв. Е) ХШ-Х1У вв.
2. «Лазуритовый путь» или «нефритовый путь», который соединял Центральную Азию со Средиземноморьем, Индией и Китаем, существовал, начиная сА) 3-2 тысячелетий до н.э. В) 1У-У1 вв. С) ХП-Х1У вв. Д) ХГУ-ХУ вв. Е) ХШ-Х1У вв.
3. Великий Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия в середине
А) IV в. В) III в. С) II в. до н.э. Д)Ув. Е) VI в. до н. э.
4. В Х-ХП вв. на Великом Шелковом пути формируется целый ряд новых городов, среди которых
А) Сауран В) Испиджаб С) Ашнас Д) Суяб Е) Баласагун Ж) Дженд З) Янгикент И) Тараз5. В низовьях Сырдарьи крупным торговым центром в X в. становится столица огузовА)Тараз В) Баласагун С) Янгикент Д) Фараб Е) Суяб6. Рост городов на юге Казахстана и в Жетысу шел более быстрыми темпами по сравнению с другими регионами Азии за счет
А) оседания кочевников В) естественного прироста С) переезда из других государств
Д) арабского завоевания Е) монгольского завоевания
7. Появляется новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье, районах Прииртышья и Центрального Казахстана, идет бурный рост экономики и культуры вА) XIV - начале XVI вв. В) IX - начале XIII вв. С) XII - начале XIV вв.
Д) XIV - начале XV вв. Е) XIII - начале XIV вв.
8. Письменные источники сообщают, что города в IX - начале XI вв. на побережье Алаколя и по Иртышу принадлежали
А) карлукам В) тюргешам С) найманам Д) Караханидам Е) кимакам9. Города Дженд, Сыгнак, Барчкент в XI - начале XIII вв. принадлежали
А) кыпчакам В) тюргешам С) найманам Д) Караханидам Е) карлукам10. В X - начале XIII вв. в городах начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи, наиболее ранние мечети были раскопаны археологами в городах
А) Кедер и Культобе В) Испиджаб и Янгикент С) Сайрам и Туркестан
Д) Суяб и Тараз Е) Фараб и Алмалык
11. Наиболее ранним памятником культового характера является мавзолей Бабаджи-хатун X—XI вв., построенный в окрестностях
А)Сайрама В) Испиджаба С) Тараза Д)Суяба Е) Туркестана
12. Выдающимся памятником зодчества является мавзолей Айша-Биби, постройка которого относится кА) У1П-1Х вв. В) Х1-ХП вв. С) 1Х-Х вв. Д) VII-VIII вв. Е) VI-VII вв.
13. К памятникам караханидского зодчества относится портально-куполь-ный мавзолей Карахана в окрестностях
А)Суяба В) Испиджаба С) Сайрама Д) Тараза Е) Туркестана
13. Войсками Арабского халифата совершались походы на территорию Южного Казахстана и Семиречья в течение
А) Х1-ХП вв. В) УШ-1Х вв. С) 1Х-Х вв. Д) VII-VIII вв. Е) У1-УП вв.
14. Когда Арабский халифат начал переживать кризис, видную роль в распространении ислама выполняли миссионеры изА) Кашгарии В) Семиречья С) Южного Казахстана Д) Центрального Казахстана Е) Мавераннахра15. Караханиды предоставляли право свободного пользования землей соседним тюркским племенам при одном условии — если они примут
А) тенгрианство В) христианство С) ислам Д) буддизм Е) манихейство
16. Абу Наср аль-Фараби и аль-Бируни создавали свои произведения наА) согдийском языке В) кыпчакском языке С) арабском языке
Д) персидском языке Е) казахском языке
17. Создал учение, которое вобрало в себя основы ислама и элементы тен-грианства, автор «Диуан-и-хикмет»
А) Мухаммад Хайдар В) Юсуф Баласагуни С) Махмуд Кашгари
Д) Ахмед Йасауи Е) Кадыргали Жалаири18. Обращаясь к своим ученикам, он говорит, что «не владеющий грамотой отвергнут Господом». Нравственное совершенство человека неразделимо с его стремлением к познанию у
А) Сатука Богра-хана В) Ахмеда Йасауи С) Махмуда Кашгари
Д) Мухаммада Хайдара Е) Кадыргали Жалаири19. Ученый мирового уровня, он объединил ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской науки и культуры
А) Мухаммад Хайдар В) Кадыргали Жалаири С) Махмуд Кашгари Д) аль-Фараби Е) Юсуф Баласагуни20. Рассуждения аль-Фараби о путях к счастью и достойной человека жизни, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя изложены в сочинениях
1) «Тарихи-и-Рашиди» 2) «О достижении счастья» 3) «Кутадгу билиг»
4) «Диуан-и-хикмет» 5) «Дивани лугат ат-тюрк» 6) «Гражданская политика»
7) «Джами ат-таварих» 8) «Мазгудовы таблицы»
21. Даны сведения о календарях, системах летосчисления, впервые даны основы тригонометрии, рассматриваются вопросы астрономии в книге Абу Райхана Бируни
А) «Кутадгу билиг» В) «Гражданская политика» С) «О достижении счастья»
Д) «Мазгудовы таблицы» Е) «Диуан-и-хикмет»