В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
RIF12
RIF12
06.06.2021 09:09 •  История

Конспект на тему промышленное развитие россии после реформ в 1880-1890

Показать ответ
Ответ:
ЛюБИмИЦа55
ЛюБИмИЦа55
05.10.2020 23:26
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В 1880–1890-Е ГГ.

В начале 1880-х гг. завершился промышленный переворот; в ведущих отраслях хозяйства стали преобладать паровые машины. В 1875–1892 гг. количество паровых двигателей в России увеличилось вдвое, а их мощность −− в три раза. 

1880–1890-е гг. стали периодом интенсивного экономического роста России. Помимо традиционных промышленных районов в центре, Прибалтике и на Урале начали функционировать новые: угольно-металлургический в Донбассе. Превратились в крупные промышленные центры Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск. В 1881–1893 гг. выплавка чугуна поднялась с 27,3 млн до 70,8 млн пуд. (+160 %), выплавка стали −− с 18,7 млн до 59,3 млн пуд. (+217 %), добыча угля −− с 200,9 млн до 460,2 млн пуд. (+129 %), нефти −− с 21,4 млн до 337 млн пуд. (+1475 %) и т. д. Производство чугуна переместилось с Урала на юг России, в Донбасс. Здесь были построены передовые металлургические заводы, например Юзовский и Сулинский, которые перешли на богатую руду из Кривого Рога. 

Подъему черной металлургии в этом регионе и создание металлургического района с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия  к началу 1890-х гг. производила более 20 % всего российского чугуна, а к концу века −− 62%. Донбасс давал стране свыше 65% общероссийского объема угля. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для российской промышленности и транспорта.

Крупные машиностроительные заводы по производству паровозов появились в Коломне, пароходов −− в Сормово, сельскохозяйственной техники −− в Харькове, Одессе, Бердянске. Были построены механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми. В 1890-е гг. Россия отказалась от закупки паровозов за границей, наладив собственное производство. 

Завод «Людвиг Нобель» («Русский дизель»)

В последние десятилетия XIX в. появились новые отрасли хозяйства: нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение, химическое производство. Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка в районе Баку. С 1872 г. нефтяные районы стали сдаваться в долго аренду с торгов. Началось внедрение новой техники, бурение скважин и выкачивание нефти при паровых двигателей. В 1870–1890-е гг. добыча нефти возросла  с 1,7 до 243 млн пуд. К концу XIX в. нефтедобыча составила 633 млн пуд.; Россия вышла на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов наибольшим спросом пользовался керосин для бытового потребления.

Промышленный подъем 1890-х гг. ознаменовался ростом железных дорог. Общая протяженность железнодорожных путей возросла в 1861–1891 гг. на 28 тыс. верст. В 1890-х гг. была проведена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1891 г. По протяженности железных дорог Россия уступала только США. 

Стройка века. Транссиб. Фото конца XIX в.

Началось формирование единой железнодорожной системы в европейской части страны. Железнодорожный транспорт играл большую роль в пореформенной экономике, связав центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм. Центр страны с зерновыми районами связали  такие линии, как Москва −− Курск, Москва −− Воронеж, Москва −− Нижний Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море −− в Одессу, Ригу, Либаву, откуда сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х г.  строились железные дороги промышленного значения. Магистрали провели в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. По закавказской дороге Баку −− Тифлис −− Батуми перевозили нефть в черноморский порт. Закаспийская дорога, проложенная до Самарканда развитию среднеазиатской хлопководческой базы.

Первоначально железные дороги строил частный капитал с привлечением иностранных средств. В середине 1880-х гг. государство стало выкупать дороги у частных компаний, а новые прокладывать за счет казны, что усиливало вмешательство государства в экономику.

К концу XIX в. более 70 % общего объема грузов в стране перевозилось железными дорогами. Потребляя в 1890-е гг. до 36 % добываемого в стране угля, 40 % нефти, 40 % металла, железные дороги стимулировали развитие других отраслей промышленности. 

Дальнейшее развитие получил  водный транспорт. В 1860–1890-х гг. количество речных пароходов возросло с  400 до 1,5 тыс. Морской флот состоял из 520 кораблей.

В поисках дешевой рабочей силы часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, что привело к развитию рассеянной мануфактуры. В центральной России возникли многочисленные фабрично-заводские поселки: Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь-Хрустальный и др., в которых в конце XIX в. проживало до 50 % промышленных рабочих

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота