Культура есть порождение социального бытия, это не только результат материрльного производства, но и продукт человеческого духа. синкретная культура казахов оставалась до середины xix века глубоко традиционной. ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей и; последовавших за этим политических кризисов, к упадку хозяйства, к дальнейшей несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия идеалов). «xix век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессирующую цивилизацию, а в центральной азии будто бы царило либо варварство, либо дикость», - писал л. н. гумилев. россия до 70-х годов xix века была только укреплением своего положения в средней азии и исключала всякое культурное взаимодействие . народов империи. вместе с тем, в xix веке бурное течение жизни кочевников как бы приостановилось, оно сменилось размеренной суетой мирной жизни и дало возможность великим художникам осмыслить жизнь, степенно углубляясь в неё. : о некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал ч. валиханов: «форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. только они еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». безусловно, та. среда, которая рождает жыр (речетатив уходит в прошлое. окружение.казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, ряд крупных восстаний, массовые переселения крестьян из центра и связанный с этим глубокий кризис в хозяйстве^ морально- нравственное состояние казахского кочевого аула породили в поэзии пессимистическое направление, известное под названием зар заман (эпоха стенаний).