Контрольная работа Какой признак глагола имеет неопределённая форма?
время
спряжение
лицо
род
3. Укажите номер верного суждения.
1) Глагол как часть речи обозначает признак предмета.
2) В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
3) Глаголы в времени изменяются так же, как в будущем времени.
4) Спряжением глагола называется изменение по лицам и падежам.
4. Подберите видовую пару к глаголу рассказать.
5.Выпишите глагол, в котором нет чередующейся гласной в корне.
излагать (мысли)
расставлять (посуду)
выросли (за год)
изложить (последовательно)
6. Выпишите глагол, который не имеет формы 1-го лица ед. числа.
ходить
вставать
убедить
разогнать
7.Выпишите глагол с гласной е в окончании.
беспоко..шься
бор..шься
откле…шь
развес…шь
8.Выпишите глагол 1 спряжения.
гнать
дышать
держать
брить
9.Найдите слово без ь после шипящих.
туш…(для ресниц)
береч…
испечёш…
калач…
10.В каком примере есть грамматическая ошибка? Исправьте её.
ехай медленнее
беги быстрее
ляг в кровать
положи на стол
Часть 2
Прочитайте текст.
(1) Летом в нашем дворе п..(1)явился новый мальчишка. (2) Это был сосе..(2)ский родственник, который приехал к ним пог.(3).стить с Волги. (3) Он странно говорил на «о» и казался нам посланцем с другой земли. (4) Оканье нас смешило, но мы крепил..(4)сь, не подавая виду: с каждым может случи(т/ть)(5)ся – вон Вовка Зуев вообще заикае(т/ть)(6)ся! (5) И этот мальчишка, ловкий и рассудительный, никогда не видевший гор, вскоре стал нашим спутником в путешествиях по всем окрестным скалам и речкам.
(6) В одном из походов на нашей тропе появилась змея. (7) Мы замерли, зная, насколько эта встреча опасна. (8) А волжанин, никогда раньше не видевший живых гадюк, схватил змею за хвост и резко взмахнул ею, как кнутом пастух. (9) В змее что-то хрустнуло, она обмякла, как верёвка. (10) Он отбросил её в сторону и как ни в чём не бывало з..(7)шагал дальше. (11) Мы смотрели на него с в..(8)сторгом. (12) А он никак не мог понять, в чём, собственно, про..(9)вился его героизм.
(13) Может, вот так же, от неведенья, люди соверша..(10)т подвиги? (14) Не знаю. (15) Но думаю, что это очень даже возможно.
(По К. Скворцову)
11.Вставьте пропущенные буквы. Продолжите таблицу.
№ пропущенной буквы в тексте ..( 1 ) ..( 2 ) ..(3 ) ..(4 ) ..( 5 ) ..(6 ) ..(7 ) ..( 8 ) ..( 9 ) ..(10 )
Буква на месте пропуска
12.Определите тип речи.
13. Найдите в тексте слова-синонимы, которыми автор характеризует поступок, который совершил мальчик.
14.Какая часть речи передать последовательность событий?
15.Из предложений 9 –10 выпишите глагол, в котором приставка имеет значение начала действия.
16. Подберите синоним к глаголу из предложения 6.
17. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
18. Из предложений 9 – 12 выпишите глагол в неопределённой форме.
19. Из предложений 12 – 15 выпишите глаголы, которые стоят в форме 1-го лица ед. числа.
20. Из предложений 5 – 6 выпишите глагол в форме времени без приставки.
Соляной бунт (Московское восстание 1648 года) — одно из крупнейших городских восстаний периода царствования Алексея Михайловича. Причиной волнений стало недовольство «тяглого» населения деятельностью главы правительства Бориса Морозова и его сподвижников. Политика бояр привела к увеличению налогового бремени и повышению цен на соль в несколько раз. В восстании принимали участие посадские люди, городские ремесленники, стрельцы. Восставшие разорили многие боярские дворы, устроили поджоги в Белом городе и Китай-городе. В ходе бунта были убиты инициатор введения соляного налога Назарий Чистый, глава Пушкарского приказа Пётр Траханиотов и судья Земского приказа Леонтий Плещеев. Борис Морозов был отправлен царем в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Результатом московского восстания стал созыв нового Земского Собора и принятие Соборного Уложения 1649 года
Колониальной политике европейских государств нельзя дать однозначной оценки. Колониальная экспансия сопровождалась значительными человеческими жертвами со стороны покоренных народов, ограблением, насилием, разрушением их традиционного образа жизни, системы власти, государств там, где они существовали. После захвата колонизаторы вводили такую систему управления, которая обеспечивала исключительные права колонизаторов, бесконтрольную эксплуатацию местного населения и ограбления природных и человеческих ресурсов. Колонизаторы проводили границы и линии разграничения без учета этнических и природных границ. Колониализм имел противоречивые последствия как для колоний, так и метрополий. Его последствия ощущаются и сегодня.