КОРОТКО ЗАКОНСПЕКТИРОВАТЬ ТАМ Тема: "Повесть временных лет".
Цель: рассказать учащимся о возникновении древнерусской литературы, её жанрах,
показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений
древнерусской литературы на примере летописного рассказа.
План урока
1. Что такое «Повесть временных лет».
2. «Повесть временных лет» и ее редакции.
Ход урока
Проверка Д/З
Изучение новой темы
Что такое «Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» занимает в истории
русского общественного самосознания и истории
русской литературы особое место. Это не только
древнейший из дошедших до нас летописных
сводов, повествующий о возникновении
Русского государства и первых веках его
истории, но одновременно и важнейший
памятник историографии, в котором отразились
представления древнерусских книжников начала XII в. о месте русичей среди других
славянских народов, представления о возникновении Руси как государства и
происхождении правящей династии, в котором с необычайной ясностью освещены, как
бы сказали сегодня, основные направления внешней и внутренней политики. «Повесть
временных лет» вводит своих читателей в самую гущу актуальных для того времени
политических, военных, идеологических проблем.
«Повесть временных лет» и ее редакции
В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет -
пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории
Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение
скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о
княжеских преступлениях. Вероятный автор этой летописи - монах Киево-Печерского
монастыря Нестор. В первоначальном виде эта редакция не сохранилась. В первой
редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего
киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский
престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом
Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117-1118 гг. неизвестным книжником из
окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст
Повести временных лет был переработан. Так возникли вторая и третья редакции
Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошел до нас в составе
Лаврент
В 16 веке-начало разложения общинного слоя. Зарождение и развитие феодализма. Появляется частная собственность на землю. Крестьянство подразделяется на две группы-свободные общинники и крепостные.Основными формами землевладения были боярская вотчина, монастырское землевладение. Со второй половины XVI в. расширялось поместное землевладение. Государство активно поддерживало поместное землевладение и активно раздавало земли помещикам, что привело к резкому сокращению черносошных крестьян, плативших подати и несших повинности в пользу государства. К этому времени они оставались только на окраинах — на Севере, в Карелии, Сибири и Поволжье.
Вроде всё
Сарматские племена (роксоланы, языги, аланы и др.) доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена (готы). Часть сарматов вошла в состав готской державы Германариха, часть "по убежища" у праславян и влилась в состав Черняховской культуры, остальные ушли за Дон. Окончательно смяли сарматов гунны – кого смогли истребили, остальных – ассимилировали.
За 600 лет сарматы довольно внушительно повлияли на мировоззрение народностей в ареале своего обитания. Как – это мы с вами и выясним.
Сарматы – "родственники" скифов, антропологический тип и тех, и других, схож.
Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность.