ервые цивилизации появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. сразу стоит оговориться: термин «цивилизация» многозначен, и здесь он применяется в значении «древнее государство», хотя многие используют его и для обозначения культур, не достигших стадии государства. итак, чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и как они образовались? начнем с самого начала.
содержание статьи
трансформация первобытного общества
сравнение
таблица
трансформация первобытного общества
согласно классификации американского социолога и льюиса моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:
дикость;
варварство;
цивилизация.
дикость характеризуется присваивающей (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. с наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая (земледелие, скотоводство, ремесла). и, наконец, цивилизация. главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.
отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. и, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.
С начала 19 века национализм проник в менее развитые страны Центральной и Восточной Европы (Германия, Чехия, Венгрия, Польша и др.), где в результате слабости среднего класса проявил себя в качестве чисто культурного движения. Прежний англо-американский национализм по своему происхождению был связан с концепцией свободы личности. Новый национализм не имел столь прочного основания в политической и социальной реальности; свою «неуверенность» он пытался преодолеть, подчеркивая культурную исключительность.
В целом выделяют 2 типа национализма: гражданско-политический (западный) и культурно-народный (восточный). Каждый тип характеризуется определенной структурой общества и обладает различной направленностью: западный обеспечивает свободу личности, восточный — преклоняется перед коллективной волей и подавляет свободу индивида. Идея национализма включает понятия избранности, общей памяти, общей надежды, подчинения общей политической воле. В 19 веке в связи с процессом образования наций, становлением новых национальных государств (Германия, Румыния, Италия, Греция, Бельгия, Сербия, Болгария, Норвегия, Албания) происходит расцвет национализма, пик развития которого наблюдался в 1880-1914 гг. В течение столетия изменилось идеологическое и политическое содержание национализма. Он стал употребляться для обозначения всех политических движений, лидеры которых добивались возможности создания независимого государства. В 19 веке национализм был связан в основном с либеральными и радикальными движениями.
ервые цивилизации появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. сразу стоит оговориться: термин «цивилизация» многозначен, и здесь он применяется в значении «древнее государство», хотя многие используют его и для обозначения культур, не достигших стадии государства. итак, чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и как они образовались? начнем с самого начала.
содержание статьи
трансформация первобытного общества
сравнение
таблица
трансформация первобытного общества
согласно классификации американского социолога и льюиса моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:
дикость;
варварство;
цивилизация.
дикость характеризуется присваивающей (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. с наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая (земледелие, скотоводство, ремесла). и, наконец, цивилизация. главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.
отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. и, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.
С начала 19 века национализм проник в менее развитые страны Центральной и Восточной Европы (Германия, Чехия, Венгрия, Польша и др.), где в результате слабости среднего класса проявил себя в качестве чисто культурного движения. Прежний англо-американский национализм по своему происхождению был связан с концепцией свободы личности. Новый национализм не имел столь прочного основания в политической и социальной реальности; свою «неуверенность» он пытался преодолеть, подчеркивая культурную исключительность.
В целом выделяют 2 типа национализма: гражданско-политический (западный) и культурно-народный (восточный). Каждый тип характеризуется определенной структурой общества и обладает различной направленностью: западный обеспечивает свободу личности, восточный — преклоняется перед коллективной волей и подавляет свободу индивида. Идея национализма включает понятия избранности, общей памяти, общей надежды, подчинения общей политической воле. В 19 веке в связи с процессом образования наций, становлением новых национальных государств (Германия, Румыния, Италия, Греция, Бельгия, Сербия, Болгария, Норвегия, Албания) происходит расцвет национализма, пик развития которого наблюдался в 1880-1914 гг. В течение столетия изменилось идеологическое и политическое содержание национализма. Он стал употребляться для обозначения всех политических движений, лидеры которых добивались возможности создания независимого государства. В 19 веке национализм был связан в основном с либеральными и радикальными движениями.