Казахский народ издревле славится национальным искусством. Самые разные виды творчества нашли отражение в культуре этого удивительного края. Как мужчины, так и женщины занимались изготовлением предметов быта и производства. Ремесленников Казахстана называли «уста», что означает «мастер». И действительно, плоды ручного труда доказывают истинное мастерство творцов. Кузнецы, ювелиры, писцы по дереву и стеклу, портные. Мастерицы не отставали от мужчин, ткали ковры, шили национальную одежду, вышивали по коже, сукну и полотну.
Стеклянная посуда, черпак для кумыса, подносы, украшенные драгоценными камнями, и другая деревянная посуда до сих пор используется в домах ремесленников и других жителей суровых степей. Холодный климат требовал особого ухода за скотом. Накидки на лошадей и верблюдов, седла, бочки для корма также создавались руками трудоголиков. Особую ценность имеют товары, появившиеся до внедрения техники в производство, ведь плотные ткани и жесткие нитки стереть руки до крови.
Казахские мастера очень ценят и чтят традиции. На сегодняшний день имеется много школ, где можно научиться уникальным навыкам древнего творчества и воспроизвести шедевры знаменитых уста. А музеи, хранящие археологические находки, являются достоянием не только Казахстана, но и мировой культуры
Актамберды Сарыулы (каз. Ақтамберді Сарыұлы; 1675, Каратау, Южный Казахстан — 1768, ныне Журекадыр Абайского района Восточно-Казахстанской области) — общественный деятель, жырау, батыр. Происходит из подрода Сыбан рода Каракерей племени ошакты.[1] В 1738—1752 годах участвовал в войнах с калмыками. Его песни «Күмбір-күмбір кісінетіп», «Уа, қарт Бөгембай», «Менімен ханым ойнаспа», «Жауға шаптым ту байлап», «Заманым менің тар болды» пронизаны чувством патриотизма. В сохранившихся импровизациях Актамберды много назиданий, добрых советов, метафор. Песни Актамберды опубликованы в книге С. Муканова «Очерки из истории казахской литературы 18—19 веков» («Қазақтың 18-19 ғасырдағы әдебиетінің тарихынан очерктер», 1942). Произведения включены в сборник «Образцы древней литературы» («Ертедегі әдебиет нұсқалары», 1967), «Алдаспан» (1971), «Казахская поэзия 15—18 веков» («15-18 ғасырдағы қазақ поэзиясы», 1982), «Поэты пяти веков» («Бес ғасыр жырлайды», 1985).
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы[2].
Излюбленный жанр жырау — толгау (каз. толғау — раздумья), то есть стихотворение-раздумье, содержащее большое количество назиданий и афоризмов. Певцы-жырау в своих песнях давали мудрые советы, проповедовали истину, добро и справедливость, воспевали мотивы национального единства, выражали интересы простого народа, подчеркивали красоту и силу природы. В эпоху Казахского ханства жырау считались признанной крупной политической силой в ханской ставке и исполняли различные общественные функции[2]. Многие из них были не только поэтами, но и биями — вождями племён и племенных союзов, а также батырами — предводителями дружин[1]. Жырау были одними из немногих, кто имел право высказать недовольство хану[2].
Первыми представителями казахской поэзии считаются Асан Кайгы и Казтуган-жырау, жившие в XV веке. Наиболее известные их последователи в XVI-XVII веках — Сыпыра-жырау, Шалкииз-жырау, Доспамбет-жырау, Маргаска-жырау, Жиембет-жырау, Актамберды Сарыулы, Татикара-жырау. В XVIII веке казахская поэзия переживает новый виток развития, связанный с войной с джунгарами, присоединением к России и обострении внутренних противоречий в казахском обществе[1]. Этот период связан с именами таких поэтов, как Умбетей-жырау (1706—1778), Бухар-жырау (1668—1781), Кожаберген-жырау (1663—1762)[2].
Название произведения «Зар заман» Шортанбая-жырау дало название периоду активной колонизации Российской империей и отмены ханской власти в Казахской степи.
В современности для именования фольклорных казахских поэтов вместо слова «жырау» обычно используется термин «акын», ранее употреблявшийся лишь для именования поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях.
Асаубай Жадигерулы, Канжигалы Асаубай (первая половина XIX века) — казахский оратор, бий, акын. Происходит из рода канжыгали племени аргын.
Современник отца Чокана Валиханова — Шынгыс-торе. Песни Асаубая стоят в одном ряду с произведениями акынов-острословов Махамбета и Актамберды.
Песни, импровизированные речи Асаубая опубликованы в сборнике «Казахские бии-ораторы» (1993)[1].
Казтуган Суюнишулы, Казтуган-жырау, Каргабойлы Казтуган[3], Казтуган-Йырау (ок. 1420[4] на берегах Волги (близ с. Красный Яр Астраханской область)[5] — XV век - это неправильно, Казтуган жил в семнадцатом веке, его творчество (Не Калды, Меним Ногайым) - посвящено вторжению калмыков на Едиль и разгрому Ногайской орды, а эти события были в первой половине семнадцатого века) — жырау, поэт-сказитель общий для башкир, ногайцев, казахов, каракалпаков. Происходит из казахского рода кара-кыпшак[6]. Был выходцем из военной аристократии, предводителем одного из тюркских родов (предположительно, ногайского, башкирского и казахского рода кара-кыпсак)[5].
Казахский народ издревле славится национальным искусством. Самые разные виды творчества нашли отражение в культуре этого удивительного края. Как мужчины, так и женщины занимались изготовлением предметов быта и производства. Ремесленников Казахстана называли «уста», что означает «мастер». И действительно, плоды ручного труда доказывают истинное мастерство творцов. Кузнецы, ювелиры, писцы по дереву и стеклу, портные. Мастерицы не отставали от мужчин, ткали ковры, шили национальную одежду, вышивали по коже, сукну и полотну.
Стеклянная посуда, черпак для кумыса, подносы, украшенные драгоценными камнями, и другая деревянная посуда до сих пор используется в домах ремесленников и других жителей суровых степей. Холодный климат требовал особого ухода за скотом. Накидки на лошадей и верблюдов, седла, бочки для корма также создавались руками трудоголиков. Особую ценность имеют товары, появившиеся до внедрения техники в производство, ведь плотные ткани и жесткие нитки стереть руки до крови.
Казахские мастера очень ценят и чтят традиции. На сегодняшний день имеется много школ, где можно научиться уникальным навыкам древнего творчества и воспроизвести шедевры знаменитых уста. А музеи, хранящие археологические находки, являются достоянием не только Казахстана, но и мировой культуры
Объяснение:
Актамберды Сарыулы (каз. Ақтамберді Сарыұлы; 1675, Каратау, Южный Казахстан — 1768, ныне Журекадыр Абайского района Восточно-Казахстанской области) — общественный деятель, жырау, батыр. Происходит из подрода Сыбан рода Каракерей племени ошакты.[1] В 1738—1752 годах участвовал в войнах с калмыками. Его песни «Күмбір-күмбір кісінетіп», «Уа, қарт Бөгембай», «Менімен ханым ойнаспа», «Жауға шаптым ту байлап», «Заманым менің тар болды» пронизаны чувством патриотизма. В сохранившихся импровизациях Актамберды много назиданий, добрых советов, метафор. Песни Актамберды опубликованы в книге С. Муканова «Очерки из истории казахской литературы 18—19 веков» («Қазақтың 18-19 ғасырдағы әдебиетінің тарихынан очерктер», 1942). Произведения включены в сборник «Образцы древней литературы» («Ертедегі әдебиет нұсқалары», 1967), «Алдаспан» (1971), «Казахская поэзия 15—18 веков» («15-18 ғасырдағы қазақ поэзиясы», 1982), «Поэты пяти веков» («Бес ғасыр жырлайды», 1985).
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы[2].
Излюбленный жанр жырау — толгау (каз. толғау — раздумья), то есть стихотворение-раздумье, содержащее большое количество назиданий и афоризмов. Певцы-жырау в своих песнях давали мудрые советы, проповедовали истину, добро и справедливость, воспевали мотивы национального единства, выражали интересы простого народа, подчеркивали красоту и силу природы. В эпоху Казахского ханства жырау считались признанной крупной политической силой в ханской ставке и исполняли различные общественные функции[2]. Многие из них были не только поэтами, но и биями — вождями племён и племенных союзов, а также батырами — предводителями дружин[1]. Жырау были одними из немногих, кто имел право высказать недовольство хану[2].
Первыми представителями казахской поэзии считаются Асан Кайгы и Казтуган-жырау, жившие в XV веке. Наиболее известные их последователи в XVI-XVII веках — Сыпыра-жырау, Шалкииз-жырау, Доспамбет-жырау, Маргаска-жырау, Жиембет-жырау, Актамберды Сарыулы, Татикара-жырау. В XVIII веке казахская поэзия переживает новый виток развития, связанный с войной с джунгарами, присоединением к России и обострении внутренних противоречий в казахском обществе[1]. Этот период связан с именами таких поэтов, как Умбетей-жырау (1706—1778), Бухар-жырау (1668—1781), Кожаберген-жырау (1663—1762)[2].
Название произведения «Зар заман» Шортанбая-жырау дало название периоду активной колонизации Российской империей и отмены ханской власти в Казахской степи.
В современности для именования фольклорных казахских поэтов вместо слова «жырау» обычно используется термин «акын», ранее употреблявшийся лишь для именования поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях.
Асаубай Жадигерулы, Канжигалы Асаубай (первая половина XIX века) — казахский оратор, бий, акын. Происходит из рода канжыгали племени аргын.
Современник отца Чокана Валиханова — Шынгыс-торе. Песни Асаубая стоят в одном ряду с произведениями акынов-острословов Махамбета и Актамберды.
Песни, импровизированные речи Асаубая опубликованы в сборнике «Казахские бии-ораторы» (1993)[1].
Казтуган Суюнишулы, Казтуган-жырау, Каргабойлы Казтуган[3], Казтуган-Йырау (ок. 1420[4] на берегах Волги (близ с. Красный Яр Астраханской область)[5] — XV век - это неправильно, Казтуган жил в семнадцатом веке, его творчество (Не Калды, Меним Ногайым) - посвящено вторжению калмыков на Едиль и разгрому Ногайской орды, а эти события были в первой половине семнадцатого века) — жырау, поэт-сказитель общий для башкир, ногайцев, казахов, каракалпаков. Происходит из казахского рода кара-кыпшак[6]. Был выходцем из военной аристократии, предводителем одного из тюркских родов (предположительно, ногайского, башкирского и казахского рода кара-кыпсак)[5].