1) борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. среди них особо выделяется сказание о битве на калке, о рязанском богатыре евпатии коловрате, о куликовской битве.
слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам богатырей вокруг старого князя владимира красное солнышко. в хiv-хv вв. заканчивается складывание былинного эпоса. борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о невской битве и ледовом побоище. новгородские былины о василии буслаеве и садко отражали богатство и мощь независимого вольного города.
2) в этот период сложился новый жанр устного народного творчества – песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. в песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду батыя и о борьбе с игом. в песне об авдотье рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей рязани. надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о щелхане» посвященной восстанию твери.
во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. по-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. об этом свидетельствуют археологические раскопки в новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика онцифира. в 14-15 вв. на руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. сведения об этом содержаться в описании жизни святых. в этот период продолжает активно развиваться книжное дело. крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. особенно известны были троицко-сергеевский монастырь, кирило-белозерский и соловецкий монастыри. так же мастерские существовали и при княжеских дворах. книги, как правило, создавались на заказ и редко на продажу. в 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из европейских стран (италия, франция) . изменилась и графика письма. уставное письмо сменилось полууставным. а в деловых бумагах утвердилась скоропись.
3) 14-15 вв. унаследовала публичность .
4)по-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. с возвышением москвы объединение земель вокруг нее к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. первым летописным сводом стала троицкая летопись, созданная в москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал московский свод 1479 года. все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения земель и сильной великокняжеской власти.
5) центральной темой была борьба народа против захватчиков. следствием этого было появление воинской повести. для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. одним из памятников этого жанра является повесть о разорении рязани батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения
под влиянием победы на куликовском поле возникли произведения куликовского цикла. проникнутые мыслью о единстве земель, как залог победы над ордой. «сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «задонщина» , которая тесно связана со «словом о полку игореве» . главная идея «задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом
6) большое развитие в это время получила житейская .
Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в средние века. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. Рыцарь - это член аристократии имеющий в своём распоряжении земельный участок (феодал). Рыцари являются низшей ступенью феодальной лестницы.В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские. К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в XII-XIII веках.
1) борьба против татаро-монгольского нашествия и ордынского ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. среди них особо выделяется сказание о битве на калке, о рязанском богатыре евпатии коловрате, о куликовской битве.
слагались былины о татаро-монгольском нашествии, в котором сказатели обращались к образам богатырей вокруг старого князя владимира красное солнышко. в хiv-хv вв. заканчивается складывание былинного эпоса. борьба с агрессией немцев и шведов нашли отражение в сказаниях о невской битве и ледовом побоище. новгородские былины о василии буслаеве и садко отражали богатство и мощь независимого вольного города.
2) в этот период сложился новый жанр устного народного творчества – песни, где в отличие от былин герои, события были конкретными, взятыми из реальной действительности. в песнях отражался подвиг людей пытавшихся остановить орду батыя и о борьбе с игом. в песне об авдотье рязаночке, говорилось о простой горемыке, проявившей большое мужество, когда она уводила из полона - (плена) жителей рязани. надежда на скорое падение ордынского ига была выражена в песне «о щелхане» посвященной восстанию твери.
во времена монгольского нашествия погибло множество книг, но традиции письменности и книгописания были сохранены. по-прежнему продолжала распространяться грамотность и письменность. об этом свидетельствуют археологические раскопки в новгороде, где были обнаружены берестяные грамоты. уникальной находкой являются берестяные учебные тетрадки новгородского мальчика онцифира. в 14-15 вв. на руси существовали специальные училища для детей, в которых работали учителя - книжники. сведения об этом содержаться в описании жизни святых. в этот период продолжает активно развиваться книжное дело. крупнейшими центрами становятся монастыри, где были книгописные мастерские и библиотеки. особенно известны были троицко-сергеевский монастырь, кирило-белозерский и соловецкий монастыри. так же мастерские существовали и при княжеских дворах. книги, как правило, создавались на заказ и редко на продажу. в 14-15 вв. на смену дорогому пергаменту и бересте пришла бумага, ввозимая из европейских стран (италия, франция) . изменилась и графика письма. уставное письмо сменилось полууставным. а в деловых бумагах утвердилась скоропись.
3) 14-15 вв. унаследовала публичность .
4)по-прежнему развивалась летопись, но теперь она во многом носила местный характер. с возвышением москвы объединение земель вокруг нее к тому, что московское летописание начинает приобретать общегосударственный характер. первым летописным сводом стала троицкая летопись, созданная в москве в начале 15 века, одним из самых знаменитых летописных сводов стал московский свод 1479 года. все московские летописи были проникнуты мыслью о необходимости объединения земель и сильной великокняжеской власти.
5) центральной темой была борьба народа против захватчиков. следствием этого было появление воинской повести. для этого жара было характерно то, что в основе лежали конкретные события, а персонажи реально существовали. одним из памятников этого жанра является повесть о разорении рязани батыем, где осуждались княжеские распри, как главная причина поражения
под влиянием победы на куликовском поле возникли произведения куликовского цикла. проникнутые мыслью о единстве земель, как залог победы над ордой. «сказания о мамаевом побоище» самое объемное произведение, и «задонщина» , которая тесно связана со «словом о полку игореве» . главная идея «задонщины» - распри ведут к поражению, единство между князьями залог победы над врагом
6) большое развитие в это время получила житейская .
Рыцарство — братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в средние века. Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. Рыцарь - это член аристократии имеющий в своём распоряжении земельный участок (феодал). Рыцари являются низшей ступенью феодальной лестницы.В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские. К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет, например, членов ордена тамплиеров и рыцарей Св. Иоанна (госпитальеры), рыцарские ордена, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в XII-XIII веках.