Вконце 18 в. процесс развития культуры вступает в новую стадию развития. формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается язык, появляется национальная , увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. с 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. в 1786 г. согласно «уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. увеличилось число сословных школ для образования дворян. деятелем в сфере образования был и.и. бецкий. кроме народных училищ, он создал училище при академии художеств, коммерческое училище, медсестринское отделение при смольном институте благородных девиц.главным центром научной деятельности была академия наук. в целях развития высшего образования в россии, 12 января 1755 г. был открыт московский университет с двумя гимназиями, который стал центром просвещения. в отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). в 1773 г. открывается горное училище в петербурге. создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. их разработкой занимались академия наук и московский университет. роль в развитии отечественной науки сыграл м.в. ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, и естествоиспытатель.особое развитие в 18 в. получили естественные науки. в 20-50 гг. 18 в. академия наук организовала великую северную экспедицию для исследования северо-востока азии, северного ледовитого океана, и северо-запада америки.в 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части россии. важнейшие открытия были сделаны с.и. челюскиным, с.г. мапыгиным, братьями лаптевыми. в. беринг и а.и. чириков прошли между чукоткой и аляской, открыв пролив между америкой и азией.во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. и.и. ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. и.п. кулибин создал проект одноарочного моста через неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. этого периода представлена тремя направлениями. классицизм представляет творчество а.п. сумарокова (трагедия «дмитрий самозванец», комедия «опекун»). в романтическом стиле пишет н.м. карамзин («бедная лиза»). художественно-реалистическое направление представлено д.и. фонвизиным (комедии «бригадир» и «недоросль»).в 1790 г. была издана книга а.н. радищева «путешествие из петербурга в москву», содержавшая протест против крепостного права.в архитектуре господствовал стиль барокко, отличавшийся особой роскошью. это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.крупнейшими зодчими этого направления были в.в. растрелли в петербурге и д.в. ухтомский в москве. стиль классицизма в петербурге представляли д. кваренги, н.а. львов и ч. камерон. в москве в стиле классицизма строили в.и. баженов и м.ф. казаков. живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы ф.с. рокотова, д.г. левицкого, в.л. боровиковского). м. шибанов положил начало жанровой живописи. родоначальники пейзажной живописи - с.ф. щедрин и ф.я. алексеев. первые картины в жанре были созданы а.п. лосенко. замечательные творения скульпторы ф.и. шубин - мастер скульптурного портрета и м.и. козловский, который стал родоначальником классицизма в скульптуре.
Казахи почитали свои традиции и культурные ценности, а их отношение к родной земле, царская Россия воспринимала как некий национализм, подлежащий полному искоренению. В конце XIX и начале XX веков появилась талантливая плеяда казахов (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Чокаев, М.Тынышпаев, Ш.Кудайбердиев), которая заявляла о своем несогласии с колониальной политикой царизма и готовности бороться за сохранение своего суверенитета. Они пришли с первой волной российской демократии и развивали свои идеи, находясь в гуще политических событий. Наблюдая, что Казахстан подвергается более массированному воздействию со стороны метрополии, чем другие государства Средней Азии, национальная интеллигенция видела свою задачу, прежде всего, в самосохранении нации. Политика самодержавия, которая пыталась создать подвластный и подручный ей местный правящий класс, русифицировать коренное население, встречала трудности. Среди казахского народа выделилась группа мыслящих людей, готовая направить весь свой интеллектуальный потенциал на защиту национального достоинства. Тоталитарный режим тому, что в советские годы многие исторические, литературные произведения казахской интеллигенции намеренно игнорировались, как несоответствующие конъюнктуре политической обстановки. Сейчас, мы используем их богатое творческое наследие в разработке тех или иных исторических проблем.
Усиление протеста против колониальной политики царской России в национальных окраинах находит отражение в работах А.Букейханова, значительную часть творческого наследия которого, составляют научные труды энциклопедического характера, монографии, написанные на русском языке. Основные труды посвящены истории казахского народа, его экономике, культуре, особенностям быта и хозяйства, этнографическим проблемам и истории колонизации казахских земель. Особое место занимает исследование “Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи” (1903 год), в котором всесторонне рассматривается история казахских земель и дается анализ русской колонизации. Исследователь приводит многочисленные примеры использования мер, направленных на обращение населения в другую религию, что привело к боязни преследований со стороны царского правительства за мусульманское вероисповедание. Критикуя “цивилизаторскую миссию” русских чиновников, А.Букейханов верно подметил: “Покорив край, русские не могли перейти к культурной работе потому, что первоначальное завоевание совершалось исключительно с целью обогащения, и первые завоеватели были совершенно не подготовлены к культурной роли”, а дело народного образования заметно двинулось вперед позднее.
Видный общественный деятель, писатель Сакен Сейфуллин в 1920 году в статье: “О казахской интеллигенции” писал: “В среде просвещенных казахов с начала 1905 года распространились революционные идеи, звучали призывы к национальному равенству и свободе. Пробуждавшуюся казахскую интеллигенцию в те времена вдохновляли Букейханов, Дулатов, Байтурсынов”. М.Дулатов вместе с А.Байтурсыновым пишут и распространяют прокламации, призывая сынов Алаша к борьбе против царя, среди казахов усилился протест к власти. В 1907 году в газете “Серке” публикуется небольшая по объему, но глубокая и актуальная по значению заметка М.Дулатова “Наша цель Ав которой открыто, говорится о зависимости казахского народа от России, о том, что казахи находятся под колониальным гнетом, о преследовании народных обычаев и традиций, исламской религии. Усиление русификации, насильственное изъятие плодородных земель и превращение их в собственность русских чиновников и переселенцев вызывает справедливый протест со стороны коренного населения. Эта заметка имела большую силу воздействия, как на подъем освободительного движения, так и на самодержавие свое колониальное господство, подтверждением этому является факт конфискации и закрытия газеты, после публикации данного материала. Сборник стихов М.Дулатова “Оян қазақ!”, изданный в 1909 году сыграл роль поэтического манифеста борьбы казахов за свою свободу, тематика и содержание, которого, говорит об отношении автора к подчинению Казахстана и колониальной политике царизма. Значение сборника высоко оценено как современниками, так и последующими поколениями казахов. 2 февраля 1913 года в Оренбурге выходит первый номер газеты “Казах”, главным редактором которого стал А.Байтурсынов, вторым редактором М.Дулатов, консультантом редколлегии А.Букейханов. Именно эта газета поднимала национальный дух казахов, живущих на огромной территории от Каспия до Китая, пробуждала в них самосознание и развивала культуру.
Казахи почитали свои традиции и культурные ценности, а их отношение к родной земле, царская Россия воспринимала как некий национализм, подлежащий полному искоренению. В конце XIX и начале XX веков появилась талантливая плеяда казахов (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Чокаев, М.Тынышпаев, Ш.Кудайбердиев), которая заявляла о своем несогласии с колониальной политикой царизма и готовности бороться за сохранение своего суверенитета. Они пришли с первой волной российской демократии и развивали свои идеи, находясь в гуще политических событий. Наблюдая, что Казахстан подвергается более массированному воздействию со стороны метрополии, чем другие государства Средней Азии, национальная интеллигенция видела свою задачу, прежде всего, в самосохранении нации. Политика самодержавия, которая пыталась создать подвластный и подручный ей местный правящий класс, русифицировать коренное население, встречала трудности. Среди казахского народа выделилась группа мыслящих людей, готовая направить весь свой интеллектуальный потенциал на защиту национального достоинства. Тоталитарный режим тому, что в советские годы многие исторические, литературные произведения казахской интеллигенции намеренно игнорировались, как несоответствующие конъюнктуре политической обстановки. Сейчас, мы используем их богатое творческое наследие в разработке тех или иных исторических проблем.
Усиление протеста против колониальной политики царской России в национальных окраинах находит отражение в работах А.Букейханова, значительную часть творческого наследия которого, составляют научные труды энциклопедического характера, монографии, написанные на русском языке. Основные труды посвящены истории казахского народа, его экономике, культуре, особенностям быта и хозяйства, этнографическим проблемам и истории колонизации казахских земель. Особое место занимает исследование “Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи” (1903 год), в котором всесторонне рассматривается история казахских земель и дается анализ русской колонизации. Исследователь приводит многочисленные примеры использования мер, направленных на обращение населения в другую религию, что привело к боязни преследований со стороны царского правительства за мусульманское вероисповедание. Критикуя “цивилизаторскую миссию” русских чиновников, А.Букейханов верно подметил: “Покорив край, русские не могли перейти к культурной работе потому, что первоначальное завоевание совершалось исключительно с целью обогащения, и первые завоеватели были совершенно не подготовлены к культурной роли”, а дело народного образования заметно двинулось вперед позднее.
Видный общественный деятель, писатель Сакен Сейфуллин в 1920 году в статье: “О казахской интеллигенции” писал: “В среде просвещенных казахов с начала 1905 года распространились революционные идеи, звучали призывы к национальному равенству и свободе. Пробуждавшуюся казахскую интеллигенцию в те времена вдохновляли Букейханов, Дулатов, Байтурсынов”. М.Дулатов вместе с А.Байтурсыновым пишут и распространяют прокламации, призывая сынов Алаша к борьбе против царя, среди казахов усилился протест к власти. В 1907 году в газете “Серке” публикуется небольшая по объему, но глубокая и актуальная по значению заметка М.Дулатова “Наша цель Ав которой открыто, говорится о зависимости казахского народа от России, о том, что казахи находятся под колониальным гнетом, о преследовании народных обычаев и традиций, исламской религии. Усиление русификации, насильственное изъятие плодородных земель и превращение их в собственность русских чиновников и переселенцев вызывает справедливый протест со стороны коренного населения. Эта заметка имела большую силу воздействия, как на подъем освободительного движения, так и на самодержавие свое колониальное господство, подтверждением этому является факт конфискации и закрытия газеты, после публикации данного материала. Сборник стихов М.Дулатова “Оян қазақ!”, изданный в 1909 году сыграл роль поэтического манифеста борьбы казахов за свою свободу, тематика и содержание, которого, говорит об отношении автора к подчинению Казахстана и колониальной политике царизма. Значение сборника высоко оценено как современниками, так и последующими поколениями казахов. 2 февраля 1913 года в Оренбурге выходит первый номер газеты “Казах”, главным редактором которого стал А.Байтурсынов, вторым редактором М.Дулатов, консультантом редколлегии А.Букейханов. Именно эта газета поднимала национальный дух казахов, живущих на огромной территории от Каспия до Китая, пробуждала в них самосознание и развивала культуру.
Объяснение: