Верховный Совет СССР 12 марта 1951 года принял закон о защите мира, по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. 118 миллионов советских граждан, в том числе 4 миллиона человек в Казахстане подписалось под обращением о заключении Пакта мира между великими державами. В одностороннем порядке была сокращена численность советских Вооруженных сил на 1 млн 200 тыс. человек. Восстановлены дипломатические отношения с Японией. СССР выступил с рядом инициатив по решению германского вопроса. Осенью 1959 года состоялись переговоры глав правительств двух великих держав - СССР и США. Расширялись связи и Казахстана с зарубежными странами, особенно со странами Востока, придерживавшимися миролюбивой политики, - Индией, Индонезией, Бирмой, Непалом и КНР. Установление близких отношений между Казахстаном и Китаем играло положительную роль для казахского и уйгурского народов, крупные общины которых проживали в КНР. Между СССР и КНР расширился культурный и торговый обмен. Тысячи выпускников школ Китая получали высшее образование в СССР, в том числе и в вузах Казахстана. Немало студентов, аспирантов из СССР обучалось в Пекине.
Казахстан в этот период посещали многие делегации деятелей культуры и искусства, профсоюзных организаций из-за рубежа, например премьер-министр Индии Дж. Неру и ее президент С. Радхакришнан, другие главы государств. Возросший экономический потенциал позволил Казахстану во второй половине 1950-х годов вести более насыщенную внешнюю торговлю с зарубежными партнерами. Цветные металлы, металлургическое оборудование, продукция машиностроения и химической промышленности стали поставляться в Чехословакию, Румынию, Индию и другие страны. В свою очередь, Казахстан стал получать все больше промышленных товаров, преимущественно из социалистических стран. Постепенно стал налаживаться обмен делегациями и туристами. В 1955 году в Казахстане, например, побывало 185 делегаций, а в 1957 году - более 500 зарубежных делегаций из 23 стран мира.
Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол — одно из самых главных событий русской истории указанного столетия, во многом предопределившее последующую историческую судьбу России. Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового. Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей. Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России. Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками. Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа
Верховный Совет СССР 12 марта 1951 года принял закон о защите мира, по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. 118 миллионов советских граждан, в том числе 4 миллиона человек в Казахстане подписалось под обращением о заключении Пакта мира между великими державами. В одностороннем порядке была сокращена численность советских Вооруженных сил на 1 млн 200 тыс. человек. Восстановлены дипломатические отношения с Японией. СССР выступил с рядом инициатив по решению германского вопроса. Осенью 1959 года состоялись переговоры глав правительств двух великих держав - СССР и США. Расширялись связи и Казахстана с зарубежными странами, особенно со странами Востока, придерживавшимися миролюбивой политики, - Индией, Индонезией, Бирмой, Непалом и КНР. Установление близких отношений между Казахстаном и Китаем играло положительную роль для казахского и уйгурского народов, крупные общины которых проживали в КНР. Между СССР и КНР расширился культурный и торговый обмен. Тысячи выпускников школ Китая получали высшее образование в СССР, в том числе и в вузах Казахстана. Немало студентов, аспирантов из СССР обучалось в Пекине.
Казахстан в этот период посещали многие делегации деятелей культуры и искусства, профсоюзных организаций из-за рубежа, например премьер-министр Индии Дж. Неру и ее президент С. Радхакришнан, другие главы государств. Возросший экономический потенциал позволил Казахстану во второй половине 1950-х годов вести более насыщенную внешнюю торговлю с зарубежными партнерами. Цветные металлы, металлургическое оборудование, продукция машиностроения и химической промышленности стали поставляться в Чехословакию, Румынию, Индию и другие страны. В свою очередь, Казахстан стал получать все больше промышленных товаров, преимущественно из социалистических стран. Постепенно стал налаживаться обмен делегациями и туристами. В 1955 году в Казахстане, например, побывало 185 делегаций, а в 1957 году - более 500 зарубежных делегаций из 23 стран мира.Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступили против данной реформы, т. е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Расхождение по поводу церковных обрядов и богослужебной литературы составляло, однако, лишь внешнюю сторону церковного раскола. Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой независимости представляли по-разному. Таким образом, в сущности своей русский церковный раскол середины XVII в. был расколом в политической идеологии русской православной церкви, конфликтом политических воззрений никониан и старообрядцев, хотя внешне представал в качестве раскола религиозного, обрядового.
Как бы то ни было, церковный раскол стал настоящей трагедией для русского общества. В войну друг с другом вступили самые активные, самые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.
Никон утверждал практически полную свободу церкви от государства. Он считал, что священники не должны подчиняться царским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчинится, то в понимании Никона такой человек перестает быть священником. "Мирскаго суда у царя просяй — не епископ. Такожде и прочiи священнаго чина, оставивше церковные суды, к мiрским судiям прибегнут, аще и оправдани будут — извергнутся". Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчиняться нормам Уложения. Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.
Настоящим противником Никона была, как показывает анализ его политических взглядов, царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообрядцев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг. На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в церковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собору прибывшими в Россию греческими священниками.
Рассмотрение идеологии старообрядчества заставляет сделать вывод о том, что во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума. Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Никона Аввакум оценивал как ересь. Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум . Нигде нет такого православного государства, как Русское. Аввакум был, в сущности, идеологом русского национального государства, русской национа