Культура Казахстана в XШ–XV вв. Развитие культуры на территории Казахстана активнее осуществлялось в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых и полукочевых районах. Южные районы Казахстана были более развитыми в экономико-культурном отношении. В XVI–XVII вв. бурное развитие получило устное народное творчество с его разнообразной тематикой и жанрами. Акыны, жырау, салы, серы. Создателями сокровищницы казахской устной литературы, донесшими ее до нас, были талантливые акыны, салы и серы. Акын обычно импровизировал и исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны и жырау (поэты-импровизаторы) Жиембет,Шакииз жырау, Бухар жырау, воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали за сплочение и совместную борьбу против внешних врагов. Доспамбет жырау родился в 1490 г. в городе Азове, умер в 1523 г. под Астраханью. Он был не только непревзойденным поэтом-песенником, но и батыром. Песни Доспамбета жырау призывали к защите своей страны и народа от внешних врагов. Салы и серэ не только импровизированно создавали песни, но и одновременно создавали к ним музыку. В песнях салов воспевались любовь, мужество и высокие душевные качества, в них часто звучали шутливые мотивы, розыгрыши. Песни серэ отличались высокой эмоциональностью и строгим сохранением ритма. Салов и серэ сопровождали множество певцов, кюйши, силачей-палуанов, кусбеги (любителей охоты с ловчими птицами). Образ жизни салов и серэ состоял в разъездах по аулам. Они всегда были непременными участниками тоев и свадеб. Сказки, эпосы, поэмы. Казахские сказки отражали различные стороны жизни народа, его чаяния и мечты. Сказки делились на несколько жанров: о животных, фантастические, бытовые, реалистические и сатирические. В фантастических сказках прослеживается смешение элементов шаманства с исламскими представлениями. В них ярко выражено стремление людей к познанию и раскрытию тайн природы, изучению далеких стран и поискам Жеруйыка (мифологической страны, где царит счастливая жизнь). Широко популярными в народе были сказки «Ер Тостик», «Куламерген», «Алтын сака», «Аламан и Жоламан», «Асан Кайгы», «Карамерген» и другие. В сказках о животных верблюд, лошадь, овца и коза являлись друзьями, а дикие звери – волк, лиса, медведь, тигр и змея – врагами человека. Аяз би, Жиренше, Алдар Косе и другие герои бытовых и сатирических сказок обличали жестоких и злобных ханов, жадных и корыстолюбивых баев, несправедливых биев и превращали их в объекты посмешищ. Героический эпос в основном составляли событийные дастаны (поэмы). Эпосы «Ер Таргын», «Ер Саин», «Камбар», «Алпамыс», «Ер Косай», «Торехан», «Телагыс», «Кубагул» и другие повествуют о народной борьбе против захватчиков. В дастанах часто звучал призыв к объединению трех жузов. Одним из наиболее распространенных жанров устной литературы были лирико-эпические поэмы. В лирических поэмах особое внимание уделялось описанию быта, обычаев и традиций народа. К лирико-эпическим произведениям относятся «Козы Корпеш и Баян сулу», «Кыз Жибек», «Айман – Шолпан», «Кулше кыз», «Макпал кыз» и ряд других. Музыкальное искусство. Побывавшие в XIII–XV вв. в Казахстане путешественники Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло, Рузбихан, Якуб в своих письменных трудах особо отмечали важную роль музыки в жизни казахского народа. Широко были известны в средневековом Казахстане акыны, кюйши-композиторы Коркыт ата (VII–VIII вв.), Асан Кайгы (XV в.), Казтуган (XV в.). Самым популярным среди всех музыкальных инструментов была домбра. Из смычковых широкое распространение получил кобыз. В песенном искусстве казахов значимое место занимало терме (литературно-песенный жанр). Оно исполнялось в различных ритмах, в сжатой форме и носило в основном назидательно-наставительный характер. Песенные строки терме обычно состояли из 7–8 слогов. Искусные народные музыканты сочиняли и кюи (народные музыкальные произведения), исполняемые на различных музыкальных инструментах. По обыкновению, домбрист перед исполнением кюя кратко излагал его содержание. До наших дней сохранились народные кюи «Аксак Кулан» («Хромой кулан»), «Жоши ханнын жортуылы» («Поход хана Жоши»), «Шора батыр», «Амир Аксак» («Хромой эмир»), «Камбар батыр», «Ел айырылган» («Разъединение народа») Асана Кайгы, «Сагыныш» («Тоска») Казтугана.
кюй АДАЙ мощный автор Курмангазы