Смотря о каком периоде времени идет речь. Рим. Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков. Ранняя греческая колонизация Апеннин оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии. Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Римляне переняли греческие колонны. Обогащение за счет колоний вызвало тягу аристократии к роскоши и обращению к эллинистической культуре. В Риме изучается греческий язык, философия, богатые дома наполняются произведениями греческого искусства. Планировка богатой усадьбы включает в себя и римско - этрусский атриум, и греческий перистиль. Интенсивная застройка Рима привела к освоению неудобных холмистых территорий. Перед строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе.
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей. Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов. На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и миссионерской деятельностью. Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман основали Валаамский Преображенский монастырь на островах в Ладожском озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского полуострова. Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи. В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею. Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной. XIV – начало XV вв. – это время расцвета иконописи. Именно в ней русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству русская икона стала не только предметом живописи, но и философских дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным психологам, стала составной частью жизни русского народа. Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV- XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий. Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор, иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах и приемах письма мастером. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.
Рим. Культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней Италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. С их культурой римляне познакомились очень рано в греческих поселениях Южной Италии. Даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков. Ранняя греческая колонизация Апеннин оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной Италии.
Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Римляне переняли греческие колонны.
Обогащение за счет колоний вызвало тягу аристократии к роскоши и обращению к эллинистической культуре. В Риме изучается греческий язык, философия, богатые дома наполняются произведениями греческого искусства. Планировка богатой усадьбы включает в себя и римско - этрусский атриум, и греческий перистиль.
Интенсивная застройка Рима привела к освоению неудобных холмистых территорий. Перед строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе.
политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как,
впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда
были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры,
просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали
заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную
жизнь людей. Одним из таких периодов было время консолидации русских земель вокруг
Москвы, время расцвета православного искусства и переосмысления культурной
традиции, связывавшей Киевскую Русь с Московским царством, время
колонизации новых земель и приобщения к православию новых народов. На протяжении XV и XVI столетий лесистый север страны покрывался
сетью крупных монастырских хозяйств, около которых постепенно оседало
крестьянское население. Так начиналось мирное освоение огромных
пространств. Оно шло одновременно с широкой просветительской и
миссионерской деятельностью. Епископ Стефан Пермский проповедовал по Северной Двине среди коми, для
которых создал азбуку и перевел Евангелие. Преподобные Сергий и Герман
основали Валаамский Преображенский монастырь на островах в Ладожском
озере и проповедовали среди карельских племен. Преподобные Савватий и
Зосима положили начало крупнейшему на Севере Европы Соловецкому
Преображенскому монастырю. Святой Кирилл создал монастырь в Белоозерском
крае. Святой Феодорит Кольский крестил финское племя топарей и создал для
него азбуку. Его миссию в середине XVI в. продолжил святой Трифон
Печенегский, основавший монастырь на северном побережье Кольского
полуострова. Появились в XV-XVI вв. и многие другие монастыри. В них шла большая
просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные
школы иконописи, фресковой живописи. В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой
составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и
всячески поощрялся ею. Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты,
и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни
христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам
современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие
рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного
отражения своей эпохи – явлением не только чисто религиозной жизни, но и
общекультурной. XIV – начало XV вв. – это время расцвета иконописи. Именно в ней
русским художникам удалось полностью выразить характер страны и народа,
подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно,
являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству
русская икона стала не только предметом живописи, но и философских
дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным
психологам, стала составной частью жизни русского народа. Провидение крайне редко распоряжается таким образом, что на протяжении 150 лет один за другим живут и творят великие деятели культуры. России XIV-
XV вв. в этом отношении повезло – у нее были Ф. Грек, А. Рублев, Дионисий.
Первым звеном в этой цепи оказался Феофан – философ, книжник, иллюстратор,
иконописец, который попал на Русь уже сложившимся, но не застывшим в темах
и приемах письма мастером. Он не спорил со временем и заказчиками, и учил жизни и хитростям своей
профессии русских художников, в том числе, вероятно, и Андрея Рублева.