Доктрина Брежнева (англ. Brezhnev Doctrine или Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-80-х годов. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД.
Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Объединённой польской рабочей партии в 1968 году:
Хорошо известно, что Советский Союз немало сделал для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран. КПСС всегда выступала за то, чтобы каждая социалистическая страна определяла конкретные формы своего развития по пути социализма с учётом специфики своих национальных условий. Но известно, товарищи, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран.
— Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. II. М. , 1970, с. 329
Именно этот подход стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года.
Доктрина оставалась в силе до тех пор, пока в 1980-е годы при Михаиле Горбачёве её не сменил иной подход, который в шутку назвали «доктриной Синатры» (имея в виду песню Фрэнка Синатры «My Way» — «Мой путь»).
К началу XVI в. в Польском Королевстве сложилась сословно-представительная монархия. В соседнем Великом Княжестве Литовском шляхта практически не принимала участия в управлении государством, а потому считала, что союз с Польским Королевством может изменить такое положение. Идея унии двух государств привлекала и польскую шляхту, которая стремилась расширить свое влияние на новые территории.
К союзу два государства подталкивал и внешний фактор — тяжелая Ливонская война и борьба за восточное побережье Балтийского моря. Это была важная с экономической точки зрения территория, в получении которой были заинтересованы многие страны. В сложных военных условиях наступления Московской армии ВКЛ все больше было заинтересовано в поддержке Польского Королевства. Таким образом, идея унии получила новый смысл.
Договор о создании Речи Посполитой Двух Народов был подписан на Люблинском сейме 1569 г. Речь в нем шла о создании единого государства под властью одного монарха в составе Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Польская шляхта считала, что в результате подписания Люблинской унии произошло присоединение земель ВКЛ. Однако фактически Речь Посполитая стала федеративным государством, так как ВКЛ сохранило многие атрибуты государственности: собственную армию, казну, законодательство, суд и т. д., хотя в дальнейшем, вопреки фактам, в польском общественном сознании Речь Посполитая стала восприниматься как исключительно польское государство. Такое мнение сохраняется и в современной Польше.
Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Объединённой польской рабочей партии в 1968 году:
Хорошо известно, что Советский Союз немало сделал для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран. КПСС всегда выступала за то, чтобы каждая социалистическая страна определяла конкретные формы своего развития по пути социализма с учётом специфики своих национальных условий. Но известно, товарищи, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран.
— Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. II. М. , 1970, с. 329
Именно этот подход стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года.
Доктрина оставалась в силе до тех пор, пока в 1980-е годы при Михаиле Горбачёве её не сменил иной подход, который в шутку назвали «доктриной Синатры» (имея в виду песню Фрэнка Синатры «My Way» — «Мой путь»).
К началу XVI в. в Польском Королевстве сложилась сословно-представительная монархия. В соседнем Великом Княжестве Литовском шляхта практически не принимала участия в управлении государством, а потому считала, что союз с Польским Королевством может изменить такое положение. Идея унии двух государств привлекала и польскую шляхту, которая стремилась расширить свое влияние на новые территории.
К союзу два государства подталкивал и внешний фактор — тяжелая Ливонская война и борьба за восточное побережье Балтийского моря. Это была важная с экономической точки зрения территория, в получении которой были заинтересованы многие страны. В сложных военных условиях наступления Московской армии ВКЛ все больше было заинтересовано в поддержке Польского Королевства. Таким образом, идея унии получила новый смысл.
Договор о создании Речи Посполитой Двух Народов был подписан на Люблинском сейме 1569 г. Речь в нем шла о создании единого государства под властью одного монарха в составе Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Польская шляхта считала, что в результате подписания Люблинской унии произошло присоединение земель ВКЛ. Однако фактически Речь Посполитая стала федеративным государством, так как ВКЛ сохранило многие атрибуты государственности: собственную армию, казну, законодательство, суд и т. д., хотя в дальнейшем, вопреки фактам, в польском общественном сознании Речь Посполитая стала восприниматься как исключительно польское государство. Такое мнение сохраняется и в современной Польше.