ОбъяснеВ 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн т. в 1965 г. до 193,5 млн т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн т., соответственно. По утверждению М. В. Славкиной, полученная в результате экспорта валютная выручка использовалась преимущественно не для модернизации экономики (приобретения высоких технологий или переоснащения оборудования), а для импорта продовольствия и товаров народного потребления. Как утверждает М. В. Славкина, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (в отдельные годы до 90 %) валютной выручки[1] (по утверждению С. Г. Кара-Мурзы, импорт продовольствия составлял не более 7 % суммарного импорта[2]). Доля импортного оборудования в промышленности СССР, по данным В. Шлыкова, в 1990 г. была 20 %[3].
Секретарь ЦК КПСС В. Медведев в 1994 году писал, что к 1989 году развился «настоящий экономический кризис», оказавший значительное влияние на потребительский рынок со сбоем поставок продовольствия и ажиотажным спросом населения, в том числе на продукты первой необходимости. По утверждению Медведева, денежные доходы населения не контролировались, нарастала инфляционная спираль, а также «фактически оказалась похороненной» программа экономических реформ 1987 года.[4]
После августовского путча КПСС потеряла власть, через несколько месяцев распался СССР. В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россией были взяты обязательства по долгам СССР.[5]
Ряд учёных в начале девяностых предупреждали об опасности наступления в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей мере в ближайшие годы[6]. В 1990—1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа»[7]. Гавриил Попов в интервью 2010 года отмечал, что «после победы над путчем (ГКЧП — Прим.), когда Ельцин принял гайдаровский вариант преобразований в экономике… В окончательном варианте реформ были по максимуму учтены интересы номенклатуры. И интересы Запада. Потому что без Запада Ельцин и новая власть в целом удержаться бы не смогли»[8].
Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране[9]. Как отмечал идеолог рыночных реформ Егор Гайдар, описывая ситуацию середины 1980-х гг.: «Нам казалось, что советская экономика относительно самостоятельна и именно поэтому устойчива. На самом деле она к середине 80-х годов была сильно интегрирована в мировую и крайне от неё зависела. Причем в кооперации огромную роль играли экспорт нефти и импорт продовольствия»[9]
К 1990 году продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали большие очереди. Обострение ситуации находит своё отражение и в многочисленных отчётах в центральных органах управления. Так, например, в марте 1991 года первый заместитель министра Минхлебпродукта РСФСР А. Куделя предоставлял республиканскому правительству отчёт о тяжелой ситуации с поставками хлеба и, что «в сложившейся ситуации» необходимо решить вопрос об источниках оплаты предусмотренного к закупкам импортного зерна и поставке его в РСФСР в апреле-мае не менее 4 млн тонн ежемесячно»[10]. Все больше поступает и писем с мест с информацией о напряженной ситуации со снабжением продовольствием[11]
В ноябре-декабре 1991 года на имя президента Б. Ельцина поступило несколько телеграмм с информацией о тяжелом положении с продовольствием на местах[12]. Так, например, о непосредственной опасности срыва снабжения населения хлебом пишут из Екатеринбурга[13]. В декабре 1991 года Госкомстат, например, сообщает о фактическом провале поставок овощей: «Только пятая часть предусмотренных госзаказом объемов картофеля поставлена в г. Санкт-Петербург, Республику Карелия, Волгоградскую область. Ни одной тонны его не отгружено в Красноярский край.
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда.
По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.
Екатерина II изложила в особую Жалованную грамоту дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.
Духовенство и полупривилегированные группы
Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телесных наказаний.
От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полупривилегированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% населения.
К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Права, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к правам дворян.
К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского состава армии.
Горожане
Остановимся еще на одном аспекте этой проблемы – вопросе об отношении Екатерины II к городу, его населению - «третьему сословию» или «среднему роду людей», - ремеслу, торговле, промышленности.
Одной из основных проблем городского сословного устройства в XVIII в. было определение статуса «горожанина» и «мещанина».
Важным аспектом городского развития был вопрос о торговле. Ему посвящена ст. 330 «Наказа», которая представляет собой цитату глав 21 и 22 книги XX «Духа законов» Ш. Монтескье. Следуя ему, а не Дидро, Екатерина II положительно решает вопрос о возможности возведения в дворянское достоинство представителей купечества. Также разрешает она и важный для той эпохи вопрос о дворянской торговле -согласно Монтескье, торговля была «привилегией» «третьего сословия» (кн. XX, гл. 19). Противоположное мнение высказывал И.-Г.-Г. Юсти, не видя в торговле ничего, что умалило бы дворянскую честь.
Стремясь создать «третье сословие», Екатерина не могла не задумываться о новых людях, которые составили бы его. Здесь важен проект И. И. Бецкого о создании Воспитательного дома.
В период правления Екатерины II было принято новое сословное законодательство об устройстве купечества и торгово-промышленного обложения путем введения гильдейского сбора с купечества, как налога с объявленного капитала. В 1775 г. был принят Манифест «По случаю заключения мира с Турцией». На основании данного Манифеста Правительствующий Сенат принял Указ 25 мая 1775г. «О разделении купечества на гильдии».
Крестьянство
Свыше 90% населения составляли крестьяне, делившиеся на две большие категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рекрутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполноправия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно различались.
Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственности помещиков.
ОбъяснеВ 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн т. в 1965 г. до 193,5 млн т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн т., соответственно. По утверждению М. В. Славкиной, полученная в результате экспорта валютная выручка использовалась преимущественно не для модернизации экономики (приобретения высоких технологий или переоснащения оборудования), а для импорта продовольствия и товаров народного потребления. Как утверждает М. В. Славкина, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (в отдельные годы до 90 %) валютной выручки[1] (по утверждению С. Г. Кара-Мурзы, импорт продовольствия составлял не более 7 % суммарного импорта[2]). Доля импортного оборудования в промышленности СССР, по данным В. Шлыкова, в 1990 г. была 20 %[3].
Секретарь ЦК КПСС В. Медведев в 1994 году писал, что к 1989 году развился «настоящий экономический кризис», оказавший значительное влияние на потребительский рынок со сбоем поставок продовольствия и ажиотажным спросом населения, в том числе на продукты первой необходимости. По утверждению Медведева, денежные доходы населения не контролировались, нарастала инфляционная спираль, а также «фактически оказалась похороненной» программа экономических реформ 1987 года.[4]
После августовского путча КПСС потеряла власть, через несколько месяцев распался СССР. В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в сторону рыночной экономики. В конце ноября 1991 года Россией были взяты обязательства по долгам СССР.[5]
Ряд учёных в начале девяностых предупреждали об опасности наступления в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей мере в ближайшие годы[6]. В 1990—1991 годах было создано несколько программ проведения экономических реформ в СССР и России. Это программа «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР И. С. Силаевым, и подготовленная группой Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа»[7]. Гавриил Попов в интервью 2010 года отмечал, что «после победы над путчем (ГКЧП — Прим.), когда Ельцин принял гайдаровский вариант преобразований в экономике… В окончательном варианте реформ были по максимуму учтены интересы номенклатуры. И интересы Запада. Потому что без Запада Ельцин и новая власть в целом удержаться бы не смогли»[8].
Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране[9]. Как отмечал идеолог рыночных реформ Егор Гайдар, описывая ситуацию середины 1980-х гг.: «Нам казалось, что советская экономика относительно самостоятельна и именно поэтому устойчива. На самом деле она к середине 80-х годов была сильно интегрирована в мировую и крайне от неё зависела. Причем в кооперации огромную роль играли экспорт нефти и импорт продовольствия»[9]
К 1990 году продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали большие очереди. Обострение ситуации находит своё отражение и в многочисленных отчётах в центральных органах управления. Так, например, в марте 1991 года первый заместитель министра Минхлебпродукта РСФСР А. Куделя предоставлял республиканскому правительству отчёт о тяжелой ситуации с поставками хлеба и, что «в сложившейся ситуации» необходимо решить вопрос об источниках оплаты предусмотренного к закупкам импортного зерна и поставке его в РСФСР в апреле-мае не менее 4 млн тонн ежемесячно»[10]. Все больше поступает и писем с мест с информацией о напряженной ситуации со снабжением продовольствием[11]
В ноябре-декабре 1991 года на имя президента Б. Ельцина поступило несколько телеграмм с информацией о тяжелом положении с продовольствием на местах[12]. Так, например, о непосредственной опасности срыва снабжения населения хлебом пишут из Екатеринбурга[13]. В декабре 1991 года Госкомстат, например, сообщает о фактическом провале поставок овощей: «Только пятая часть предусмотренных госзаказом объемов картофеля поставлена в г. Санкт-Петербург, Республику Карелия, Волгоградскую область. Ни одной тонны его не отгружено в Красноярский край.
Дворянство
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда.
По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
Таким образом, с 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством. Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране.
Екатерина II изложила в особую Жалованную грамоту дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.
Духовенство и полупривилегированные группы
Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством. Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телесных наказаний.
От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полупривилегированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% населения.
К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по размерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов. Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Права, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к правам дворян.
К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского состава армии.
Горожане
Остановимся еще на одном аспекте этой проблемы – вопросе об отношении Екатерины II к городу, его населению - «третьему сословию» или «среднему роду людей», - ремеслу, торговле, промышленности.
Одной из основных проблем городского сословного устройства в XVIII в. было определение статуса «горожанина» и «мещанина».
Важным аспектом городского развития был вопрос о торговле. Ему посвящена ст. 330 «Наказа», которая представляет собой цитату глав 21 и 22 книги XX «Духа законов» Ш. Монтескье. Следуя ему, а не Дидро, Екатерина II положительно решает вопрос о возможности возведения в дворянское достоинство представителей купечества. Также разрешает она и важный для той эпохи вопрос о дворянской торговле -согласно Монтескье, торговля была «привилегией» «третьего сословия» (кн. XX, гл. 19). Противоположное мнение высказывал И.-Г.-Г. Юсти, не видя в торговле ничего, что умалило бы дворянскую честь.
Стремясь создать «третье сословие», Екатерина не могла не задумываться о новых людях, которые составили бы его. Здесь важен проект И. И. Бецкого о создании Воспитательного дома.
В период правления Екатерины II было принято новое сословное законодательство об устройстве купечества и торгово-промышленного обложения путем введения гильдейского сбора с купечества, как налога с объявленного капитала. В 1775 г. был принят Манифест «По случаю заключения мира с Турцией». На основании данного Манифеста Правительствующий Сенат принял Указ 25 мая 1775г. «О разделении купечества на гильдии».
Крестьянство
Свыше 90% населения составляли крестьяне, делившиеся на две большие категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие. Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рекрутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполноправия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно различались.
Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян. Составлявшие в XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственности помещиков.
Подробнее - на -
Объяснение: