После смерти ярослава мудрого усилилась тенденция к раздроблению земель. ярослав разделил земли между пятью сыновьями и внуком. традиционно на руси существовал «очередной порядок» правления: земля считалась общим достоянием княжеского рода. князья получали во временное какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. по замыслу ярослава мудрого старшинство должно определяться следующим образом: за властвовавшим киевским князем шли все его братья, после их смерти - их старшие сыновья. такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми, междоусобицы (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев; если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства, становились «изгоями»).время правления ярослава мудрого (1019-1054) - расцвет киевской руси. ему была подвластна огромная территория от черного до морей. в 1036 г. ярослав нанес поражение осаждавшим киев печенегам, и после этого они уже не нападали на земли. родства и союза с ярославом искали государи европы. посредством брака он и его родственники породнились с правящими домами византии, франции, германии, скандинавских стран. ярослав поднял престиж церкви. в 1051 г. он утвердил киевским митрополитом иллариона (без ведома константинопольского патриарха). при ярославе появились первые святые: были канонизированы борис и глеб - братья ярослава, убитые в ходе междоусобицы. в правление ярослава начинается составление одного из крупных юридических памятников средневековья - « правды» - свода законов государства. « правда» - ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально- и политической киевской руси. в 1097 г. по инициативе переяславского князя владимира мономаха (прозвище перешло к нему от деда - византийского императора) князья собрались на съезд в любече, на котором было принято решение: «кождо да держит отчину свою». таким образом, русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. киев по-прежнему считался главным среди городов, и правил там старший, великий князь. от окончательного распада киевскую русь сдерживал внешний фактор - появление к середине xi в. в степях новых кочевников - половцев. но и после любечского съезда прекратить усобицы не удалось.владимир мономах переработал и дополнил краткую редакцию « правды». в результате сложилась пространная редакция « правды». владимир мономах восстановил единство руси, так как его авторитет среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. он нанес ряд тяжелых поражений половцам, заставил их прекратить набеги. при владимире мономахе укрепился международный авторитет руси. в его правление была составлена «повесть временных лет», авторство которой приписывается монаху киевопечерского монастыря нестору.
По распоряжению николая первого работы по составлению свода законов были поручены группе специалистов под руководством сперанского м. м. в рез-те проведенной работы к 1830 году были систематизированы, отредактированы и дополнены действующие законы российской империи, составлено "полное собрание законов российской империи" от 1649 года до конца царствования александра второго. сперанский составил проект манифеста о вступлении на престол николая і, а позже был введён в состав верховного суда над декабристами. доверие николая i он завоевал, но был совершенно раздавлен. говорят, что когда выносили приговор декабристам, сперанский плакал. сперанский возглавил второе отделение собственной его императорского величества канецелярии. в 1832 был изготовлен 15 томный "свод законов". в награду за это сперанский получил орден св. андрея первозванного. помимо этого сперанский был наставником сына николая первого по законоведению.