Людо́вик XIV де Бурбо́н, получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце»[5](фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand), (5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль) — король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких государств Священной Римской империи, например,Бернард VII Липпский или Карл Фридрих Баденский).
Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.
Оценим деятельность Людовика XVI. Крестьяне стремились получить землю, но несмотря на обнищание деревень и нередкие хлебные бунты, возмущение французских крестьян было направлено не на короля, а на откупщиков, сборщиков налогов и министров. Наемные рабочие роптали против тяжелых условий труда, высоких цен на хлеб и привилегий первых двух сословий, а их недовольство выражалось в форме угроз королевской власти, требований дешевого хлеба и открытого неповиновения. Деятели католической церкви поддерживали королевскую власть, но часть его была возмущена непомерными тратами двора. Либеральная интеллигенция, в среде которой была распространена идеология Просвещения, считали абсолютизм противоестественным порядком. Предприниматели средней руки были недовольны политическим неравенством и старыми порядками, ограничивавшими развитие торговли и промышленности. Представители крупного капитала были недовольны политическим неравенством и отстранением от управления страной.
Людо́вик XIV де Бурбо́н, получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце»[5](фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand), (5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль) — король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких государств Священной Римской империи, например,Бернард VII Липпский или Карл Фридрих Баденский).
Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.
Крестьяне стремились получить землю, но несмотря на обнищание деревень и нередкие хлебные бунты, возмущение французских крестьян было направлено не на короля, а на откупщиков, сборщиков налогов и министров.
Наемные рабочие роптали против тяжелых условий труда, высоких цен на хлеб и привилегий первых двух сословий, а их недовольство выражалось в форме угроз королевской власти, требований дешевого хлеба и открытого неповиновения.
Деятели католической церкви поддерживали королевскую власть, но часть его была возмущена непомерными тратами двора.
Либеральная интеллигенция, в среде которой была распространена идеология Просвещения, считали абсолютизм противоестественным порядком.
Предприниматели средней руки были недовольны политическим неравенством и старыми порядками, ограничивавшими развитие торговли и промышленности.
Представители крупного капитала были недовольны политическим неравенством и отстранением от управления страной.