Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология,этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология. Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности,периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой[примечание 1].
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный векявляются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
Кучевая форма (т.н. беспорядочная застройка) делится накучевой и гнездовой типы. она является древнейшим типом пространственной организации деревни, при котором строения расположены беспорядочно, отдельными группами, нередко на значительном расстоянии друг от друга. эти группы образовывались главным образом в результате разрастания большесемейной «однодворной деревни» (крестьянская усадьба с избой и хозяйственными постройками, обнесённая изгородью). кучевая застройка — исконная форма поселений. считается, что в древности кучевых поселений было больше всего.рядовая или линейная форма (т.н. славянский тип, известный с viii-ix вв.) также имела два основных типа: однорядный, когда дома располагались в один ряд, т.е. «цепочкой» и собственнорядовой, при котором они стояли в два параллельных ряда, при этом фасады домов второго порядка смотрели на огороды первого. в старых «линейных» деревнях лицевые стороны всех домов были обращены на «красную сторону», т. е. к солнцу, или ориентированы к реке, озеру, оврагу. в северных деревнях, расположенных на берегах рек, избы лицевой стороной были обращены в сторону, противоположную реке, а за избами на отлогом берегу размещались огороды. с развитием торговли крестьянские дворы выстраивались вдоль проезжих дорог, лицом к ним, иногда двумя-тремя параллельными -порядками.
круговая (замкнутая) планировка делилась на три типа: селения, окружающие водоем; селения, расположенные вокруг площади, на которой размещались церковь, торговые ряды, общественные амбары и др. строения (т.н. погостный план). деревни так называемого «кругового» плана, при котором постройки располагались вокруг какого-либо центра: выгона, озера, церкви, базарной площади встречались реже. «радиальные» («лучевые») планы, когда несколько улиц, расходятся от общего центра — базарной площади или церкви, образовывались на основе «круговых» (а возможно, и «кучевых»). они были характерны для крупных селений лесной и лесостепной зоны, возникавших в 15—17 вв на южной окраине московского государства вокруг укреплённых пунктов.
Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология,этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология. Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности,периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой[примечание 1].
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный векявляются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
круговая (замкнутая) планировка делилась на три типа: селения, окружающие водоем; селения, расположенные вокруг площади, на которой размещались церковь, торговые ряды, общественные амбары и др. строения (т.н. погостный план). деревни так называемого «кругового» плана, при котором постройки располагались вокруг какого-либо центра: выгона, озера, церкви, базарной площади встречались реже. «радиальные» («лучевые») планы, когда несколько улиц, расходятся от общего центра — базарной площади или церкви, образовывались на основе «круговых» (а возможно, и «кучевых»). они были характерны для крупных селений лесной и лесостепной зоны, возникавших в 15—17 вв на южной окраине московского государства вокруг укреплённых пунктов.