Экономическое развитие России в первой половине 19 века. Сельское хозяйство, где было занято более 9/10 работников народного хозяйства России, сохраняло за собой ведущую роль в эканомике страны. 1.1. Экономическое развитие. Аграрная экономика страны в первой половине XIX в. продолжала развиваться, несмотря на сохранение крепостничества. Сельскохозяйственной производство возрасталоо. На внутреннем и внешнем рынках увеличился спрос на сельскохозяйственную продукцию в связи с ростом населения, городов и развитием промышленности. 1.1.1. В связи с развитием промышленности, ростом городов и увеличением экспорта менялась струкктура аграрного производства. Расширялись посевы технических культур (лен, конопля, табак, сахарная свекла, хмель) , являвшихся промышленным сырьем. Все больше сеялось не "серых хлецбов" (ржи, ячменя, овса и др.) , а пшеницы - предмета зернового экспорта, получившего спрос и внутри страны. Для обеспечения городскпуого населения в нечерноземном центре активно развивалось огородничество и товарное птицеводство. К середине века большую роль стал играть картофель, превратившийся в основную огородную культуруу. Крестьяне, поначалу отказывавшиеся выращивать картошку (вплоть до "картофельных бунтов" 1834 и 1841-1843 гг.) , к середине века освоили эту культуру и вскоре стали называть ее "вторым хлебом".В Прибалтике и ряде районов Северо-Запада развивалось товарное скотоводство. Мясо стало поставляться на экспорт. 1.1.2. Росла товарность зернового хозяйства - повышалась доля хлеба, предназначенного на продажу. Не только крупные землевладельцы, но и некоторые крестьяне начинали втягиваться в товарно-денежные отношения. Несколько увеличилась аренда и покупка крепостными (на имя помещика) государственными, удельными крестьянами земли. 1.1.3. В сельском хозяйстве все чаще использовались сезонные наемные рабочие (до 700 тыс. к середине XIX в.) , особенно в Прибалтике, а также степных и южных районах России. 1.1.4. Продолжалось освоение земель юга Украины и Новороссии, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. По всей стране посевные площади увеличились в 1,5 раза. 1.1.5. Ускорилось формирование производственной специализации регионов: - на юге России и в Заволжье преимущественно развивались зерновое производство; - в степях Юга страны - тонкорунное овцеводство; - в Крыму и Закавказье - виноградарство; - на Украине - свекловодство; - в северо-западных губерниях - льноводство. 1.1.6. Началось ограниченное использование в некоторых помещичьих хозяйствах новых сельскохозяйственных машин (молотилки, веялки, сеялки) и новых методов агрикультуры. 1.2. Отсталость сельского хозяйства. Несмотря на новые явления прогрессивное развитие сельского хозяйства происходило очень медленно. 1.2.1. Аграрное производство увеличивалось в основном экстенсивными методами, т. е. не за счет повышения производительности труда, а за счет расширения посевных площадей и роста численности работников. Наоборот, производительность барщинного труда существенно понизилась (она в 2 раза отставала о производительности труда крестьянина на своем наделе) , а доля барщинных крестьян в их общем числе увеличилась до 70%. Некоторые помещики в целях подъема производительности пытались даже частично оплачивать барщинный труд. Урожайность хлеба в традиционных районах крепостничества оставалась на том же уровне, что и в Древней Руси: урожай лишь втрое превышал количество посеянного зерна. 1.2.2. Сохранялся низкий уровень развития техники. Крестьяне на своих наделах и помещичьих полях продолжали применять деревянную соху (с металлическим наконечником) и трехполье, как и много веков назад. Отдельные помещики предпринимали попытки технической модернизации, но она была невозможна в условиях крепостн
Из-за нехватки свободных капиталов в США с 1860-х гг. началось активное акционирование производства. В дальнейшем независимые акционерные общества стали заключать временные соглашения (пулы) о единых ценах, тарифах, размерах производства. Наиболее распространенной формой монополий стали тресты и холдинги.
Тресты создавались путем передачи акционерами своего права управления в единое централизованное правление.
Второй формой монополий в США были холдинговые компании. Холдинговые компании приобретали контрольные пакеты различных предприятий, что позволяло им осуществлять контроль, управление и финансирование этих компаний, хотя последние сохраняли юридическую самостоятельность.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции на рынке.
Выделяют три основных направления в его развитии в данной области:
1) меры, направленные на запрещение монополий (антитрестовское законодательство);
Антитрестовское законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами.
Образцом для антимонопольного законодательства многих стран послужили акты антитрестовского законодательства США: Закон Шермана, закон Клейтона и постановление Федеральной комиссии США по торговле.
Закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».
Органы федерального правительства, контролировавшие исполнение закона Шермана преуспели в реализации антимонопольных программ, например, им удалось демонополизировать и разукрупнить «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 г.
Однако закон Шермана имел ряд упущений: в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, образованных путем слияния. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно.
Поэтому в 1914 г. был принят закон Клейтона, основные положения которого гласили:
1) запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
2) накладывались ограничения на реализацию товаров с принудительным ассортиментом;
3) запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
4) запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм.
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал постановление Федеральной комиссии США по торговле, которое дополняло закон Клейтона. Этот законодательный акт был направлен на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также предотвращение нечестных методов конкуренции. Этот акт давал Федеральной комиссии США по торговле, вновь созданному и независимому органу, полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений в области антимонопольного законодательства.
С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г), еще более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.
35. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ «ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ». «НОВЫЙ КУРС» Ф.РУЗВЕЛЬТА И ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Ф.Рузвельт, бывший президентом в США в 1933-1945гг., предложил программу выхода из кризиса (1929-1933 гг. – «Великая депрессия»), которая получила название «Новый курс». Программа включала целый ряд реформ, призванных не только устранить последствия кризиса, но и оздоровить американское общество в целом. В рамках «Нового курса» Рузвельта была организована нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством. Был принят закон о социальном обеспечении, предусматривающий страхование безработных, введение пенсий, государственную вдовам, сиротам, инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов. Благодаря «новому \
Сельское хозяйство, где было занято более 9/10 работников народного хозяйства России, сохраняло за собой ведущую роль в эканомике страны. 1.1. Экономическое развитие. Аграрная экономика страны в первой половине XIX в. продолжала развиваться, несмотря на сохранение крепостничества. Сельскохозяйственной производство возрасталоо. На внутреннем и внешнем рынках увеличился спрос на сельскохозяйственную продукцию в связи с ростом населения, городов и развитием промышленности. 1.1.1. В связи с развитием промышленности, ростом городов и увеличением экспорта менялась струкктура аграрного производства. Расширялись посевы технических культур (лен, конопля, табак, сахарная свекла, хмель) , являвшихся промышленным сырьем. Все больше сеялось не "серых хлецбов" (ржи, ячменя, овса и др.) , а пшеницы - предмета зернового экспорта, получившего спрос и внутри страны. Для обеспечения городскпуого населения в нечерноземном центре активно развивалось огородничество и товарное птицеводство. К середине века большую роль стал играть картофель, превратившийся в основную огородную культуруу. Крестьяне, поначалу отказывавшиеся выращивать картошку (вплоть до "картофельных бунтов" 1834 и 1841-1843 гг.) , к середине века освоили эту культуру и вскоре стали называть ее "вторым хлебом".В Прибалтике и ряде районов Северо-Запада развивалось товарное скотоводство. Мясо стало поставляться на экспорт. 1.1.2. Росла товарность зернового хозяйства - повышалась доля хлеба, предназначенного на продажу. Не только крупные землевладельцы, но и некоторые крестьяне начинали втягиваться в товарно-денежные отношения. Несколько увеличилась аренда и покупка крепостными (на имя помещика) государственными, удельными крестьянами земли. 1.1.3. В сельском хозяйстве все чаще использовались сезонные наемные рабочие (до 700 тыс. к середине XIX в.) , особенно в Прибалтике, а также степных и южных районах России. 1.1.4. Продолжалось освоение земель юга Украины и Новороссии, Северного Кавказа, Заволжья, Сибири. По всей стране посевные площади увеличились в 1,5 раза. 1.1.5. Ускорилось формирование производственной специализации регионов: - на юге России и в Заволжье преимущественно развивались зерновое производство; - в степях Юга страны - тонкорунное овцеводство; - в Крыму и Закавказье - виноградарство; - на Украине - свекловодство; - в северо-западных губерниях - льноводство. 1.1.6. Началось ограниченное использование в некоторых помещичьих хозяйствах новых сельскохозяйственных машин (молотилки, веялки, сеялки) и новых методов агрикультуры.
1.2. Отсталость сельского хозяйства. Несмотря на новые явления прогрессивное развитие сельского хозяйства происходило очень медленно. 1.2.1. Аграрное производство увеличивалось в основном экстенсивными методами, т. е. не за счет повышения производительности труда, а за счет расширения посевных площадей и роста численности работников. Наоборот, производительность барщинного труда существенно понизилась (она в 2 раза отставала о производительности труда крестьянина на своем наделе) , а доля барщинных крестьян в их общем числе увеличилась до 70%. Некоторые помещики в целях подъема производительности пытались даже частично оплачивать барщинный труд. Урожайность хлеба в традиционных районах крепостничества оставалась на том же уровне, что и в Древней Руси: урожай лишь втрое превышал количество посеянного зерна. 1.2.2. Сохранялся низкий уровень развития техники. Крестьяне на своих наделах и помещичьих полях продолжали применять деревянную соху (с металлическим наконечником) и трехполье, как и много веков назад. Отдельные помещики предпринимали попытки технической модернизации, но она была невозможна в условиях крепостн
Из-за нехватки свободных капиталов в США с 1860-х гг. началось активное акционирование производства. В дальнейшем независимые акционерные общества стали заключать временные соглашения (пулы) о единых ценах, тарифах, размерах производства. Наиболее распространенной формой монополий стали тресты и холдинги.
Тресты создавались путем передачи акционерами своего права управления в единое централизованное правление.
Второй формой монополий в США были холдинговые компании. Холдинговые компании приобретали контрольные пакеты различных предприятий, что позволяло им осуществлять контроль, управление и финансирование этих компаний, хотя последние сохраняли юридическую самостоятельность.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции на рынке.
Выделяют три основных направления в его развитии в данной области:
1) меры, направленные на запрещение монополий (антитрестовское законодательство);
2) государственное регулирование естественной монополии;
3) защита компаний от «чрезмерной конкуренции».
Антитрестовское законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами.
Образцом для антимонопольного законодательства многих стран послужили акты антитрестовского законодательства США: Закон Шермана, закон Клейтона и постановление Федеральной комиссии США по торговле.
Закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».
Органы федерального правительства, контролировавшие исполнение закона Шермана преуспели в реализации антимонопольных программ, например, им удалось демонополизировать и разукрупнить «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 г.
Однако закон Шермана имел ряд упущений: в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, образованных путем слияния. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно.
Поэтому в 1914 г. был принят закон Клейтона, основные положения которого гласили:
1) запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
2) накладывались ограничения на реализацию товаров с принудительным ассортиментом;
3) запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
4) запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм.
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал постановление Федеральной комиссии США по торговле, которое дополняло закон Клейтона. Этот законодательный акт был направлен на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также предотвращение нечестных методов конкуренции. Этот акт давал Федеральной комиссии США по торговле, вновь созданному и независимому органу, полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений в области антимонопольного законодательства.
С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г), еще более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.
35. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ «ГОСУДАРСТВА БЛАГОСОСТОЯНИЯ». «НОВЫЙ КУРС» Ф.РУЗВЕЛЬТА И ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯФ.Рузвельт, бывший президентом в США в 1933-1945гг., предложил программу выхода из кризиса (1929-1933 гг. – «Великая депрессия»), которая получила название «Новый курс». Программа включала целый ряд реформ, призванных не только устранить последствия кризиса, но и оздоровить американское общество в целом. В рамках «Нового курса» Рузвельта была организована нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством. Был принят закон о социальном обеспечении, предусматривающий страхование безработных, введение пенсий, государственную вдовам, сиротам, инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов. Благодаря «новому \