Сын князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя владимирского Всеволода III Большое Гнездо. Правил в Переяславле (ныне Переславль-Залесский), а также неоднократно занимал княжеский престол Великого Новгорода.В 1235 г. Александр был при отце во время битвы на реке Амовже (Эмбах), где русская рать разгромила немецких рыцарей ордена меченосцев. 15 июля 1240 г. он одержал свою первую победу, в честь которой и получил прозвание Невский: на реке Ижоре, впадающей в Неву, разбил шведов. Вскоре после этого новгородцы принудили Александра оставить княжение в их городе и удалиться в отчий Переяславль.Однако через несколько месяцев на северные русские земли напали немецкие рыцари из Ливонии; их благословил сам Папа Римский. Был захвачен Изборск, затем Псков. Новгородцы оказались вынуждены обратиться к Александру за В начале 1242 г. исход войны Великого Новгорода и Тевтонского ордена определился. Александру удалось освободить Псков, где, по сведениям немецкой Ливонской хроники, погибли 70 знатных рыцарей, а 6 взяты в плен. Затем князь повёл войска к Чудскому озеру. 5 апреля на льду состоялось решающее сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Сознательно позволив немцам, использовавшим традиционное для рыцарского воинства того времени построение клином — свиньёй, потеснить русскую пехоту в центре, Александр фланговыми ударами дружинной конницы взял противника в кольцо и наголову его разгромил.В 1246 г. в далёкой Монголии умер отец Александра Ярослав Всеволодович, пребывавший тогда при дворе великого хана монголов Гуюкхана. Печальная весть достигла сыновей лишь через год. Теперь в Монголию пришлось отправиться Александру с братом Андреем. Результатом двухлетнего путешествия (1247—1249 гг.) стало владимирского княжения Андрею, а Киева — Александру, куда, впрочем, он так и не поехал, оставшись в Новгороде.Андрей, войдя в союз со своим тестем — галицким и волынским князем Даниилом Галицким, которого готовы были поддержать Литва, Польша, Венгрия, Тевтонский орден и папа Иннокентий, попытался создать коалицию против Золотой Орды. Однако грандиозный план был пресечён монголами, в 1252 г. обрушившими на Русь так называемую Неврюеву рать (по имени ордынского царевича Неврюя, возглавившего поход).Поражение Андрея и его бегство за рубеж, в Швецию, открыли Александру путь к великокняжескому престолу. В соответствии с ханским ярлыком в 1252 г. он стал великим князем владимирским. Последнюю поездку в Золотую Орду Александр предпринял, чтобы русские города от ордынского погрома, после того как в 1261—1262 гг. во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Переяславле жители перебили ордынских сборщиков дани.Возвращаясь из Орды, князь заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце близ Нижнего Новгорода, приняв перед смертью схиму.Похоронен в храме Рождества Богородицы во Владимире.
не смотря на то, что история развития русского язычества гораздо короче многих других культов и верования. Ведь славяне из индоевропейских племен выделились только во II тысячелетии до нашей эры, а уже в X князь Владимир принял решение о принятии Христианства. Свою роль в усложнении темы язычества Древней Руси играет большое количество версий, отсутствие достоверной информации. Это дает повод многочисленным авторам, разрабатывающим данную тему предполагать самые разные вещи. Сегодня существует огромное количество книг, разоблачающих традиционную версию истории. Например, «Тайная история русского язычества», Асова. Языческая Русь до принятия христианства через множество этапов развития, от примитивных представлений, согласно которым каждое явление природы и даже некоторые предметы обладают собственной душой, и до сильных и могущественных богов. Языческие боги древней Руси были могущественны и многочисленны. Однако изначально культ был единым, и все славяне чтили одних и тех же богов во голове с Родом. Язычество Киевской Руси было несколько другим. Количество племен и городов увеличилось, и все они чтили разных богов. Постепенно на передний план вышел новый бог – Перун, покровитель грома и молнии, а в последствии — воинов. Такими были традиции дохристианской Руси. В X веке князь Владимир Святославовись взялся объединять вокруг Киева все славянские племена. Вполне логичным решением было сделать это. В том числе, и через единую религию. Изначально он попытался искусственно составить славянский пантеон богов, однако это не возымело должного результата. Только после этого Владимир начал изучать различные мировые религии и со временем по самым разным причинам остановил свой выбор на православии. В 988 году состоялось Крещение Руси. Конечно же, эта дата не поставила крест на старых верованиях. Язычество и православное христианство на Руси долго соседствовали, и со временем сплавились в единую систему, получившую название двоеверие. Недооценивать роль язычества в русской культуре не стоит. Очень многое в нашем нынешнем мире, в том числе любимые нами детские сказки, происходят именно из того периода нашей истории.
взял противника в кольцо и наголову его разгромил.В 1246 г. в далёкой Монголии умер отец Александра Ярослав Всеволодович, пребывавший тогда при дворе великого хана монголов Гуюкхана. Печальная весть достигла сыновей лишь через год. Теперь в Монголию пришлось отправиться Александру с братом Андреем. Результатом двухлетнего путешествия (1247—1249 гг.) стало владимирского княжения Андрею, а Киева — Александру, куда, впрочем, он так и не поехал, оставшись в Новгороде.Андрей, войдя в союз со своим тестем — галицким и волынским князем Даниилом Галицким, которого готовы были поддержать Литва, Польша, Венгрия, Тевтонский орден и папа Иннокентий, попытался создать коалицию против Золотой Орды. Однако грандиозный план был пресечён монголами, в 1252 г. обрушившими на Русь так называемую Неврюеву рать (по имени ордынского царевича Неврюя, возглавившего поход).Поражение Андрея и его бегство за рубеж, в Швецию, открыли Александру путь к великокняжескому престолу. В соответствии с ханским ярлыком в 1252 г. он стал великим князем владимирским. Последнюю поездку в Золотую Орду Александр предпринял, чтобы русские города от ордынского погрома, после того как в 1261—1262 гг. во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Переяславле жители перебили ордынских сборщиков дани.Возвращаясь из Орды, князь заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце близ Нижнего Новгорода, приняв перед смертью схиму.Похоронен в храме Рождества Богородицы во Владимире.