монополистических тенденций имеют место на всех этапах процесса развития рыночных отношений. Однако началом их новейшей истории стоит считать конец 19 века, когда в 1873 году разразился экономический кризис. Во взаимосвязанности этих явлений – монополии и кризиса – видна одна из причин монополизации, попытка фирм найти от проявления кризиса в монополистической практике. Монополии в экономической литературе того времени так и назывались – «дети кризиса».
Различные монополистические образования в конце 19 века стали реальной угрозой для функционирования конкуренции, являющейся необходимым атрибутом рынка. Являясь фактически антиподом конкуренции, монополия имеет двоякий смысл:
- во-первых, монополией называется предприятие, занимающее ведущее положение в какой-либо отрасли (например «Кока-кола», «Дженерал моторс» и т.д.);
- во-вторых, под монополией понимается занимаемое фирмой на рынке положение, благодаря которому фирма может контролировать рынок.
Хотя суть понятия монополии противоположна конкуренции, но именно монополия является следствием конкуренции, в результате которой мелкие и малоэффективные предприятия вытесняются из рынка, а производство концентрируется на крупных предприятиях.
При этом в качестве монополиста может выступать и небольшое предприятие, в случае, если им поставляется основная масса продукции определенного вида. В то же время крупное предприятие может вовсе и не быть монополистом, если его доля в совокупном объеме предложения небольшая.
Не стоит также забывать, что хотя чаще всего в роли монополиста выступает продавец, но существуют и случаи, когда им становится покупатель или группа покупателей.
монополистических тенденций имеют место на всех этапах процесса развития рыночных отношений. Однако началом их новейшей истории стоит считать конец 19 века, когда в 1873 году разразился экономический кризис. Во взаимосвязанности этих явлений – монополии и кризиса – видна одна из причин монополизации, попытка фирм найти от проявления кризиса в монополистической практике. Монополии в экономической литературе того времени так и назывались – «дети кризиса».
Различные монополистические образования в конце 19 века стали реальной угрозой для функционирования конкуренции, являющейся необходимым атрибутом рынка. Являясь фактически антиподом конкуренции, монополия имеет двоякий смысл:
- во-первых, монополией называется предприятие, занимающее ведущее положение в какой-либо отрасли (например «Кока-кола», «Дженерал моторс» и т.д.);
- во-вторых, под монополией понимается занимаемое фирмой на рынке положение, благодаря которому фирма может контролировать рынок.
Хотя суть понятия монополии противоположна конкуренции, но именно монополия является следствием конкуренции, в результате которой мелкие и малоэффективные предприятия вытесняются из рынка, а производство концентрируется на крупных предприятиях.
При этом в качестве монополиста может выступать и небольшое предприятие, в случае, если им поставляется основная масса продукции определенного вида. В то же время крупное предприятие может вовсе и не быть монополистом, если его доля в совокупном объеме предложения небольшая.
Не стоит также забывать, что хотя чаще всего в роли монополиста выступает продавец, но существуют и случаи, когда им становится покупатель или группа покупателей.
Объяснение:
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ ПЛЗ