Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.
Мифология — это форма общественного сознания понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода«Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры
Отсутствие положительной стратегии перестройки. Было ясно, что дальше по-прежнему жить нельзя, но не были понятны цели, которые предполагалось достчь, было неясно, в каком порядке двигаться к желаемому, в какие сроки, с какими силами и ресурсами, а также в каких именно условиях. Отсутствовала государственная, партийная, идеологическая, а в самой большой мере - экономическая стратегия, не говоря уже о том, что не было стратегии и у самих лидеров перестройки. Причем дело происходило на фоне хаоса, отсутствия реалистической политики, дестабилизации государства и общества, понижения уровня благосостояния народа и разгула сил реставрации. Так, по одному самоироничному замечанию, самоубийство перестройки было запрограммировано еще в момент ее рождения.
Отсутствие адекватного определения времени, потребного для реформирования социализма - т. е. как конкретного, так и исторического времени. В 1987г. М. С. Горбачев попросил советский народ запастись терпением на два года. Популярнейший проект экономической реформы в СССР носил название "500 дней". Для сравнения укажу, что Дэн Сяопин определил вековой срок в качестве времени, за которое предполагается создать основы китайского социализма. Понятно отсюда, что перестройка представлялась в форме общеоздоровительной терапевтической процедуры, а не как тяжелый и многосложный процесс. Таким образом, была не только предустановлена, но даже и предопределена невозможность успешно решать экономические, технические, политические и идеологические проблемы социализма.
Переоценка достигнутой степени развития социализма в СССР и недооценка возможности реставрации. Иначе говоря - слабина конкретно-исторического мышления. Достижение реального социализма, благодаря которым отсталая Россия превратилась в одну из двух сверхдержав, обеспечила народу большие социальные блага. Следует подчеркнуть, что главным достижением реального социализма стало обеспечение всеобщего блага. Это достижение особенно осознается теперь на фоне жуткой массовой нищеты и баснословного богатства немногих.
Но за 70 или 45 лет невозможно было настолько "переделать" историю, чтобы в ней осталось одно только позитивное и не исчезли негативные пережитки, традиции, нравы, национальные и социальные противоречия. Перестройка оказалась исторически слепоглухонемой.
Мифология — это форма общественного сознания понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII—VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода«Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры
Отсутствие адекватного определения времени, потребного для реформирования социализма - т. е. как конкретного, так и исторического времени. В 1987г. М. С. Горбачев попросил советский народ запастись терпением на два года. Популярнейший проект экономической реформы в СССР носил название "500 дней". Для сравнения укажу, что Дэн Сяопин определил вековой срок в качестве времени, за которое предполагается создать основы китайского социализма. Понятно отсюда, что перестройка представлялась в форме общеоздоровительной терапевтической процедуры, а не как тяжелый и многосложный процесс. Таким образом, была не только предустановлена, но даже и предопределена невозможность успешно решать экономические, технические, политические и идеологические проблемы социализма.
Переоценка достигнутой степени развития социализма в СССР и недооценка возможности реставрации. Иначе говоря - слабина конкретно-исторического мышления. Достижение реального социализма, благодаря которым отсталая Россия превратилась в одну из двух сверхдержав, обеспечила народу большие социальные блага. Следует подчеркнуть, что главным достижением реального социализма стало обеспечение всеобщего блага. Это достижение особенно осознается теперь на фоне жуткой массовой нищеты и баснословного богатства немногих.
Но за 70 или 45 лет невозможно было настолько "переделать" историю, чтобы в ней осталось одно только позитивное и не исчезли негативные пережитки, традиции, нравы, национальные и социальные противоречия. Перестройка оказалась исторически слепоглухонемой.