Экономическое развитие в конце XVII начале XVIII веков характеризовалось дельнейшим прогрессом в области сельского хозяйства, ростом товарного производства, развитием крупного мануфактурного производства, укреплением Всероссийского рынка и расширением внешней торговли.Это вело к возникновению буржуазных отношений, резко усилило классовую борьбу, обострило противоречия между боярством и дворянством, между феодалами и посадским населением, между русским и иноземным купечеством.В 1670-1671 гг. (под предводительством Разина) и в 1707-1708 гг. (под руководством Булавина) Россию потрясли крестьянские войны.Как отмечал В.И. Ленин "Классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких преобразований".Не был исключением и процесс становления абсолютизма в России.
Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами) , Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крёстном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка) . Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1.Широкомасштабная «книжная справа» , выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена» , о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца») , а не в настоящем времени («несть конца») , из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго» . В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис») . 2.Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний» , или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память» , в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились» . 3.Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) . 4.Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя) , а трижды (трегубая) . 5.Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:
1.Широкомасштабная «книжная справа» , выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена» , о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца») , а не в настоящем времени («несть конца») , из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго» . В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис») .
2.Замена двуперстного крёстного знамения трёхперстным и отмена «метаний» , или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память» , в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились» .
3.Крёстные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь) .
4.Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя) , а трижды (трегубая) .
5.Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.