Жатақ — дәстүрлі қазақ қоғамындағы көшіп-қонатын күш көлігі болмағандықтан, үнемі қыстауда немесе қала маңында тұрып күн көрген кедейлердің ерекше әлеуметтік тобы. Бұл сөз алғаш рет Махмұт Қашқаридың (11 ғасыр) “Диуани лұғат ат-түрк” еңбегінде “ятуқ” түрінде кездеседі. Қашқари бұл сөзге “ғұндардың қалада тұратын, басқа жерге көшпейтін бір бөлігі” деп түсінік берген. Ал дәстүрлі қазақ қоғамындағы Жатақтар егіншілік, балық аулау, қолөнер, т.б. ұсақ кәсіппен айналысқан. Олар байларға, шекараға жақын маңдағы казак-орыстарға жалданып күнелткен. 19 ғасырдың 2-жартысынан бастап олардың арасынан оқыған, дәулетті адамдар да шыға бастады. Жатақтар кейін басқа әлеуметтік топтарға сіңіп, жұмысшы, қызметші, кенші, мұнайшы тәрізді түрлі кәсіп иелеріне айналған.
Религия древних тюрок основывалась на культе Неба — Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название — тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя:
верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль -тегина (умер в 732 году) и Ибильге-кагана.
Другая версия повествует об утке ( утках) По Хакасской версии сначала была утка; сделав другую товарищем, послала её за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в неё; первая утка (теперь Бог) творит из земли мужчину, из его ребра женщину, дает им скот; вторая утка- Эрлик- Хан Эрлик — бог пустого и холодного загробного мира. Его представляли трёхглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.
верхний (небо, мир Тенгри и Умай), изображался внешним крупным кругом;средний (земли и воды), изображался срединным квадратом;нижний (загробный мир), изображался внутренним малым кругом.
Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль -тегина (умер в 732 году) и Ибильге-кагана.
Другая версия повествует об утке ( утках)
По Хакасской версии
сначала была утка; сделав другую товарищем, послала её за песком на дно реки; та трижды приносит и отдает первой; в третий раз часть песка оставила у себя во рту, эта часть стала камнями; первая утка рассеяла песок, толкла девять дней, земля выросла; горы выросли после того, как посыльная утка выплюнула изо рта камни; из-за этого первая отказывается дать ей земли; соглашается дать землю размером с трость; посыльная протыкает дыру в земле, уходит в неё; первая утка (теперь Бог) творит из земли мужчину, из его ребра женщину, дает им скот; вторая утка- Эрлик- Хан
Эрлик — бог пустого и холодного загробного мира. Его представляли трёхглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел второй — настоящее, третий — будущее. В его дворце томились «души». Он посылал беды, ненастья, тьму и вестников смерти.