Несмотря на то, что Екатерина II лично была уверена в бесчеловечности и экономической нецелесообразности крепостного права, она так и не решилась отменить его. В то же время Иосиф II, с 1781 года начавший ликвидацию крепостничества в подвластных ему землях, столкнулся с резким противодействием помещиков, местных ландтагов и сеймов, так что после его смерти в 1790 году Леопольд II был вынужден пойти на уступки крепостникам. Сам Леопольд, еще будучи Великим герцогом Тосканы, пытался провести здесь секуляризацию и ввести конституцию, но в обоих случаях потерпел неудачу.
Если Иосиф II и Фридрих II пытаются сломить противоборство и ограничить права и привилегии сословных институтов, Екатерина II, наоборот, пытается организовать в России деятельность сословных корпораций и включить их в общую систему местного самоуправления.
Отмена или упрощение цензуры, свобода печати, создание широкой системы образования — все это способствовало становлению светской читающей публики и публичной сферы, где формируется новое явление — общественное мнение. Как отмечал Иммануил Кант, просвещенный монарх, позволив реализовать естественную для человека «склонность и потребность к свободе мысли», способствует тому, что «народ становится постепенно более способным к свободе действий».
Ущемление прав феодалов приводило к их недовольству, но и крестьянские реформы часто стали причиной восстаний и бунтов, так как их реализация не была продумана.
Бехистунская надпись — трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523—521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников древности. Прочтён (в основном) в 30—40-х гг. XIX века английским учёным Генри Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока.
Если Иосиф II и Фридрих II пытаются сломить противоборство и ограничить права и привилегии сословных институтов, Екатерина II, наоборот, пытается организовать в России деятельность сословных корпораций и включить их в общую систему местного самоуправления.
Отмена или упрощение цензуры, свобода печати, создание широкой системы образования — все это способствовало становлению светской читающей публики и публичной сферы, где формируется новое явление — общественное мнение. Как отмечал Иммануил Кант, просвещенный монарх, позволив реализовать естественную для человека «склонность и потребность к свободе мысли», способствует тому, что «народ становится постепенно более способным к свободе действий».
Ущемление прав феодалов приводило к их недовольству, но и крестьянские реформы часто стали причиной восстаний и бунтов, так как их реализация не была продумана.
Бехистунская надпись — трёхъязычный (древнеперсидский, эламский и аккадский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523—521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников древности. Прочтён (в основном) в 30—40-х гг. XIX века английским учёным Генри Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока.