Разумеется Полтавская битва стала переломным моментом и войны, и политики. В её ходе были разгромлены основные силы Карла XII: в самом сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат и 16 тыс. было взято в плен. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Разгром основных сил Карла XII изменил ход войны в Прибалтике. 13-тысячный корпус Ф. М. Апраксина при поддержке флота 13 июня 1710 года взял Выборг, что обеспечивало безопасность Петербурга. 4 июля капитулировала Рига, 15 августа – Пернов (Пярну) , 29 сентября пал Ревель (Таллин) . «Впечатление, произведенное в Европе этим сражением, поистине сравнимо с взрывом бомбы, - писал, оценивая значение «баталии» , Г. А. Санин. – Сама мысль о том, что Карл XII может потерпеть поражение, казалась абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва» . Но через несколько дней стало ясно, что армия фактически уничтожена. Полтавская битва оказала огромное влияние на международные дела. Она в корне изменила расстановку сил в Северной войне, что позволило Петру I восстановить (а затем и расширить) Северный союз. 9 октября 1709 года в Торне (Торуни) Петр подписал с саксонским курфюрстом Августом II новый договор, по которому Август обещал бороться с противниками России в Польше, а Петр – вернуть ему польский трон. 11 октября 1709 года по новому русско-датскому договору Россия обязалась начать военные действия в Финляндии и Прибалтике, а Дания – начать войну против Швеции на море и на суше. (Переговоры о русско-датском союзе начались еще до Полтавы, и тогда русская сторона соглашалась на выдачу Дании огромной денежной субсидии и отправку 20-тысячного вс корпуса. Но Полтава внесла существенные коррективы, позволив российской дипломатии отказать Дании и в субсидии, и в корпусе.)
Император принял условия Столыпина через 5 дней после аудиенции у Николая II. Дума была распущена на 3 дня, закон проведён по 87-й статье, а Трепов и Дурново отправлены в отпуск. Дума, не проголосовавшая ранее за указанный закон, восприняла форму его принятия как полное к себе пренебрежение. Лидер «октябристов» А. И. Гучков в знак несогласия покинул пост председателя Государственной думы. Впоследствии на допросе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 2 августа 1917 г. политика Столыпина была охарактеризована Гучковым как «ошибочная политика компромисса, политика, стремящаяся путём взаимных уступок добиться чего-нибудь существенного». Также он отмечал, что «человек, которого в общественных кругах привыкли считать врагом общественности и реакционером, представлялся в глазах тогдашних реакционных кругов самым опасным революционером»[89]. Отношения с законодательным органом Российской империи у Столыпина были испорчены.Столыпин поставил себе за правило не вмешиваться в иностранную политику. Однако во время Боснийского кризиса 1909 года понадобилось прямое вмешательство премьер-министра. Кризис угрожал перерасти в войну с участием балканских государств, Австро-Венгерской, Германской и Российской империй. Позиция премьер-министра заключалась в том, что страна к войне не готова, и военного конфликта следует избежать любыми В конечном итоге, кризис завершился моральным поражением России. После описываемых событий Столыпин настоял на увольнении министра иностранных дел Извольского. Интерес представляет отношение к Столыпину кайзера Вильгельма II. 4 июня 1909 года Вильгельм II встретился с Николаем II в финских шхерах. Во время завтрака на императорской яхте «Штандарт» русский премьер находился по правую руку от высокого гостя, и между ними состоялась обстоятельная беседа. Впоследствии, находясь в эмиграции, Вильгельм II размышлял о том, как прав был Столыпин, когда предупреждал его о недопустимости войны между Россией и Германией, подчёркивал, что война в конечном итоге приведёт к тому, что враги монархического строя примут все меры, чтобы добиться революции. Непосредственно после завтрака немецкий кайзер сказал генерал-адъютанту И. Л. Татищеву, что «если бы у него был такой Министр, как Столыпин, то Германия поднялась бы на величаОбсуждение и принятие закона о земстве в западных губерниях вызвало «министерский кризис» и стало последней победой Столыпина.Предпосылкой будущего конфликта стало внесение правительством законопроекта, который вводил земство в губерниях Юго-Западного и Северо-Западного краёв. Законопроект значительно уменьшал влияние крупных землевладельцев и увеличивал права мелких. Учитывая, что доля поляков в этих губерниях составляла от 1 до 3,4 %, законопроект являлся демократическим.В этот период деятельность Столыпина протекала на фоне усиливавшегося влияния оппозиции, где против премьер-министра сплотились противоположные силы — левые, которых реформы лишали исторической перспективы, и правые, усмотревшие в тех же реформах покушение на свои привилегии и ревностно относившиеся к быстрому возвышению выходца из провинции». Столыпин просил царя обратиться через председателя Государственного совета к правым с рекомендацией поддержать законопроект. Один из членов Совета, В. Ф. Трепов, добившись приёма у императора, высказал позицию правых и задал вопрос: «Как понимать царское пожелание, как приказ, или можно голосовать по совести?» Николай II ответил, что разумеется, надо голосовать «по совести». Трепов и Дурново восприняли такой ответ как согласие императора с их позицией, о чём незамедлительно проинформировали других правых членов Государственного совета. В результате 4 марта 1911 года законопроект был провален 68 голосами из 92. Утром следующего дня Столыпин отправился в Царское Село, где подал об отставке, объяснив, что не может работать в обстановке недоверия со стороны императора. Николай II говорил, что не хочет лишаться Столыпина, и предлагал найти достойный выход из создавшегося положения. Столыпин поставил царю ультиматум — отправить интриганов Трепова и Дурново в длительный заграничный отпуск и провести закон о земстве по 87-й статье. 87-я статья основных законов предполагала, что царь может самолично проводить те или другие законы в период, когда Государственная дума не работает. Статья была предназначена для принятия неотложных решений во время выборов и междумских каникул.
Полтавская битва стала переломным моментом и войны, и политики. В её ходе были разгромлены основные силы Карла XII: в самом сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат и 16 тыс. было взято в плен. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Разгром основных сил Карла XII изменил ход войны в Прибалтике. 13-тысячный корпус Ф. М. Апраксина при поддержке флота 13 июня 1710 года взял Выборг, что обеспечивало безопасность Петербурга. 4 июля капитулировала Рига, 15 августа – Пернов (Пярну) , 29 сентября пал Ревель (Таллин) . «Впечатление, произведенное в Европе этим сражением, поистине сравнимо с взрывом бомбы, - писал, оценивая значение «баталии» , Г. А. Санин. – Сама мысль о том, что Карл XII может потерпеть поражение, казалась абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва» . Но через несколько дней стало ясно, что армия фактически уничтожена. Полтавская битва оказала огромное влияние на международные дела. Она в корне изменила расстановку сил в Северной войне, что позволило Петру I восстановить (а затем и расширить) Северный союз. 9 октября 1709 года в Торне (Торуни) Петр подписал с саксонским курфюрстом Августом II новый договор, по которому Август обещал бороться с противниками России в Польше, а Петр – вернуть ему польский трон. 11 октября 1709 года по новому русско-датскому договору Россия обязалась начать военные действия в Финляндии и Прибалтике, а Дания – начать войну против Швеции на море и на суше. (Переговоры о русско-датском союзе начались еще до Полтавы, и тогда русская сторона соглашалась на выдачу Дании огромной денежной субсидии и отправку 20-тысячного вс корпуса. Но Полтава внесла существенные коррективы, позволив российской дипломатии отказать Дании и в субсидии, и в корпусе.)
Император принял условия Столыпина через 5 дней после аудиенции у Николая II. Дума была распущена на 3 дня, закон проведён по 87-й статье, а Трепов и Дурново отправлены в отпуск. Дума, не проголосовавшая ранее за указанный закон, восприняла форму его принятия как полное к себе пренебрежение. Лидер «октябристов» А. И. Гучков в знак несогласия покинул пост председателя Государственной думы. Впоследствии на допросе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 2 августа 1917 г. политика Столыпина была охарактеризована Гучковым как «ошибочная политика компромисса, политика, стремящаяся путём взаимных уступок добиться чего-нибудь существенного». Также он отмечал, что «человек, которого в общественных кругах привыкли считать врагом общественности и реакционером, представлялся в глазах тогдашних реакционных кругов самым опасным революционером»[89]. Отношения с законодательным органом Российской империи у Столыпина были испорчены.Столыпин поставил себе за правило не вмешиваться в иностранную политику. Однако во время Боснийского кризиса 1909 года понадобилось прямое вмешательство премьер-министра. Кризис угрожал перерасти в войну с участием балканских государств, Австро-Венгерской, Германской и Российской империй. Позиция премьер-министра заключалась в том, что страна к войне не готова, и военного конфликта следует избежать любыми В конечном итоге, кризис завершился моральным поражением России. После описываемых событий Столыпин настоял на увольнении министра иностранных дел Извольского. Интерес представляет отношение к Столыпину кайзера Вильгельма II. 4 июня 1909 года Вильгельм II встретился с Николаем II в финских шхерах. Во время завтрака на императорской яхте «Штандарт» русский премьер находился по правую руку от высокого гостя, и между ними состоялась обстоятельная беседа. Впоследствии, находясь в эмиграции, Вильгельм II размышлял о том, как прав был Столыпин, когда предупреждал его о недопустимости войны между Россией и Германией, подчёркивал, что война в конечном итоге приведёт к тому, что враги монархического строя примут все меры, чтобы добиться революции. Непосредственно после завтрака немецкий кайзер сказал генерал-адъютанту И. Л. Татищеву, что «если бы у него был такой Министр, как Столыпин, то Германия поднялась бы на величаОбсуждение и принятие закона о земстве в западных губерниях вызвало «министерский кризис» и стало последней победой Столыпина.Предпосылкой будущего конфликта стало внесение правительством законопроекта, который вводил земство в губерниях Юго-Западного и Северо-Западного краёв. Законопроект значительно уменьшал влияние крупных землевладельцев и увеличивал права мелких. Учитывая, что доля поляков в этих губерниях составляла от 1 до 3,4 %, законопроект являлся демократическим.В этот период деятельность Столыпина протекала на фоне усиливавшегося влияния оппозиции, где против премьер-министра сплотились противоположные силы — левые, которых реформы лишали исторической перспективы, и правые, усмотревшие в тех же реформах покушение на свои привилегии и ревностно относившиеся к быстрому возвышению выходца из провинции». Столыпин просил царя обратиться через председателя Государственного совета к правым с рекомендацией поддержать законопроект. Один из членов Совета, В. Ф. Трепов, добившись приёма у императора, высказал позицию правых и задал вопрос: «Как понимать царское пожелание, как приказ, или можно голосовать по совести?» Николай II ответил, что разумеется, надо голосовать «по совести». Трепов и Дурново восприняли такой ответ как согласие императора с их позицией, о чём незамедлительно проинформировали других правых членов Государственного совета. В результате 4 марта 1911 года законопроект был провален 68 голосами из 92. Утром следующего дня Столыпин отправился в Царское Село, где подал об отставке, объяснив, что не может работать в обстановке недоверия со стороны императора. Николай II говорил, что не хочет лишаться Столыпина, и предлагал найти достойный выход из создавшегося положения. Столыпин поставил царю ультиматум — отправить интриганов Трепова и Дурново в длительный заграничный отпуск и провести закон о земстве по 87-й статье. 87-я статья основных законов предполагала, что царь может самолично проводить те или другие законы в период, когда Государственная дума не работает. Статья была предназначена для принятия неотложных решений во время выборов и междумских каникул.