крестьяне и ремесленники продолжали накапливать трудовой опыт и улучшать орудия труда. поэтому в xiv–xv веках в развитии техники были достигнуты новые успехи.
в горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. водяное колесо издавна использовали на мельницах: в стремительный поток воды погружали нижнюю часть колеса, оно вращалось и приводило в движение тяжелые жернова. такое колесо называли нижнебойным.
позднее было изобретено верхнебойное колесо, оно приводилось в движение силой на него воды и вращалось быстрее, чем нижнебойное. реку перегораживали плотиной и отводили от нее желоба – узкие каналы для стока воды. вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. этим колесом при обработке металла приводили в движение молот весом до одной тонны. в производстве бумаги с водяного двигателя поднимали и опускали прессы, в горном деле – поднимали и дробили руду, откачивали воду из шахт.
Для территориального определения группы княжеств на руси, обосновавшихся между волгой и окой в ix-xii веках, был принят в обиход термин «северо-восточная русь». под ним подразумевались земли, расположенные в пределах ростова, суздали, владимира. применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы – «ростово-суздальское княжество», «владимиро-суздальское княжество», а также «великое княжество владимирское». во второй половине xiii века русь, которую называли северо-восточной, фактически перестает существовать – тому поспособствовали многие события. великие князья ростовские все три княжества северо-восточной руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. первым городом, построенным в этих краях, был ростов великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. до его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они – кривичи, вятичи, ильменские словены – стали активно заселять эти земли. после образования ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. некоторое время ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже ярослав мудрый – сын владимира, князя киевского. с 1010-го – борис владимирович. до 1125 года, когда столица была перенесена из ростова в суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. самые знаменитые князья ростовские – владимир мономах и юрий долгорукий – немало сделали для того, чтобы развитие северо-восточной руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же долгорукий перенес столицу в суздаль, где и правил до 1149 года. но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. при долгоруком развивались письменность, прикладное искусство. наследие ростова.значение ростова было, тем не менее, довольно существенным для тех лет. в летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. в 991 году одна из старейших епархий на руси – ростовская – была образована здесь не случайно. на тот момент город являлся центром княжества северо-восточной руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в ростов стекались ремесленники, строители, все князья старались иметь боеспособное войско. повсеместно, особенно в отделенных от киева землях, пропагандировалась новая вера. после переезда юрия долгорукого в суздаль ростовом некоторое время правил изяслав мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. центр княжества на полвека переносится в суздаль. феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне в деревянных избах. их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. чудная культура северо-восточной руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб. ростово-суздальское княжество за тот короткий период, пока центром северо-восточной руси была суздаль, княжеством успели править всего три князя. кроме самого юрия, его сыновья – василько юрьевич и андрей юрьевич, прозванный боголюбским, а затем, после перенесения столицы во владимир (в 1169 году), в суздали год властвовал мстислав ростиславович безокий, но особой роли в российской он не сыграл. все князья северо-восточной руси происходили от рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода. новая столица княжества было несколько моложе ростова и изначально упоминалась как суждаль. считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». первое время после образования суздаль представляла собой укрепленную крепость и княжескими наместниками. в первые годы xii века наметилось некоторое развитие города, тогда как ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. и в 1125 году, как уже упоминалось, юрий долгорукий покинул некогда великий ростов. при юрии, который более известен как основатель москвы, произошли и другие немаловажные для руси события. так, именно в период правления долгорукого северо-восточные княжества навсегда обособились от киева. огромную роль в этом сыграл и один из сыновей юрия – андрей боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.
крестьяне и ремесленники продолжали накапливать трудовой опыт и улучшать орудия труда. поэтому в xiv–xv веках в развитии техники были достигнуты новые успехи.
в горном деле и ремесле стали применять водяной двигатель. водяное колесо издавна использовали на мельницах: в стремительный поток воды погружали нижнюю часть колеса, оно вращалось и приводило в движение тяжелые жернова. такое колесо называли нижнебойным.
позднее было изобретено верхнебойное колесо, оно приводилось в движение силой на него воды и вращалось быстрее, чем нижнебойное. реку перегораживали плотиной и отводили от нее желоба – узкие каналы для стока воды. вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. этим колесом при обработке металла приводили в движение молот весом до одной тонны. в производстве бумаги с водяного двигателя поднимали и опускали прессы, в горном деле – поднимали и дробили руду, откачивали воду из шахт.