Одним из самых тяжелых в истории Руси смело можно считать время 12-13 веков.так как именно в этот период Русь была действительно слаба с одной стороны находилось монгольское иго которое осуществляло сбор непосильной дани и в придачу к этому изредка совершались набеги на русские города с целью захвата рабов и добычи . однако на этом проблемы не кончались.с запада явственно ощущалась угроза католичества да и просто жажда завоеваний шведов немцев и других народов .причиной угрозы римского папы было то что русь являлась оплотом православия и следовательно уже поэтому русь должна была быть В том состоянии, в котором оказалась страна в результате завоевания монголами, она, по прикидкам западных завоевателей, была не долго и успешно противостоять их союзническим атакам. Многочисленные рыцарские ордены – Тевтонский, Тамплиерский и др., считали свой ведения войны единственно правильным. Жесткая дисциплина вкупе с тяжелыми доспехами рыцарей и сокрушительной кавалерией не оставляли населенными упрямым и диким народом страну .им претило то что такая богатая добыча досталась одной лишь золотой орде.в принципе каждый стремился урвать себе кусок побольше в том состоянии в котором оказалась страна в результате завоевания монголами она по прикидкам западных завоевателей была не долго и успешно противостоять их союзническим атакам
Соборными школы в Средние века назывались не просто так. Они действительно были при соборах или церквях, хотя учились в них миряне. Образование строилось по давно апробированному античному принципу, который иногда называют семь свободных искусств, правда с небольшими изменениями. Так в соборных школах использовалось разделение на начальную и среднюю школу, если делать аналогии с современной системой образования. Начальная школа носила названия тривиум и в ней изучали только грамматику, логику и умение красиво общаться - риторику. Желающие, после окончания тривиума могли продолжить образование в квадриуме и дополнительно изучить арифметику, геометрию, музыку или гармонику и астрономию. Учебников тогда не было и процесс был построен на принципе лекции с элементами диспута.
Учебников тогда не было и процесс был построен на принципе лекции с элементами диспута.