Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. в переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества xvi-xvii вв. абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии. в абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в xvi веке в связи с реформацией и религиозными войнами. установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью. когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу. становление абсолютизма в xvi в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного . однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в xvii-xviii вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства. обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине xviii в. , когда глубокий кризис феодальной системы к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. крайнего предела достиг судебно-административный произвол. символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные , охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации". усиление королевской власти. верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию. уже в xvi в. генеральные штаты практически перестают функционировать. в 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года.
Просвещение и научные знания в россии в 17 веке в xvii в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%. значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах. по-прежнему большое распространение имели рукописные книги. а с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета "куранты", состоящая в основном из переводных иностранных известий. наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском печатном дворе. уже в первой половине xvii в. было выпущено около 200 книг различных названий. частными лицами стали собираться библиотеки. в 1672 г. в москве открылась первая книжная лавка. книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. букварь ("азбука") василия бурцева, опубликованный в 1634 г. , впоследствии несколько раз переиздавался. в конце века появился иллюстрированный букварь кариона истомина, в 1882 г. - печатная таблица умножения. для "учебных целей" выпускались также "псалтыри" и "часословы". грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей ф. м. ртищева была организована школа в московском андреевском монастыре. в 1665 г. школа для обучения подьячих открывается в заиконоспасском монастыре, в 1680 г. - основывается школа при печатном дворе. первые школы подготовили открытие в 1687 г. славяно-греко-латинской академии (первоначально - училища) во главе с греками братьями иоанникием и софронием . академия ставила своей целью обучение "от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии.. до богословия" людей "всякого чина, сана и возраста". обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. например, знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. так, "устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1621) давал практические сведения по , механике, , . медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и "травников". в аптекарском приказе были специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. в 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей. накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и . в середине xvii в. в россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой коперника. еще в первой половине века составляются карты. например, в 1627 г. в разрядном приказе изготавливается "книга большому чертежу", в новгороде создается "чертеж..и шведским до варяжского моря". расширению представлений способствовали материалы экспедиций по освоению сибири (стадухина, пояркова, дежнева, хабарова, атласова) . после 1683 г. возникло "описание новые земли, сиречь сибирского царства". оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд с. у. ремизова "чертежная книга сибири".