К началу XVI в. в Польском Королевстве сложилась сословно-представительная монархия. В соседнем Великом Княжестве Литовском шляхта практически не принимала участия в управлении государством, а потому считала, что союз с Польским Королевством может изменить такое положение. Идея унии двух государств привлекала и польскую шляхту, которая стремилась расширить свое влияние на новые территории.
К союзу два государства подталкивал и внешний фактор — тяжелая Ливонская война и борьба за восточное побережье Балтийского моря. Это была важная с экономической точки зрения территория, в получении которой были заинтересованы многие страны. В сложных военных условиях наступления Московской армии ВКЛ все больше было заинтересовано в поддержке Польского Королевства. Таким образом, идея унии получила новый смысл.
Договор о создании Речи Посполитой Двух Народов был подписан на Люблинском сейме 1569 г. Речь в нем шла о создании единого государства под властью одного монарха в составе Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Польская шляхта считала, что в результате подписания Люблинской унии произошло присоединение земель ВКЛ. Однако фактически Речь Посполитая стала федеративным государством, так как ВКЛ сохранило многие атрибуты государственности: собственную армию, казну, законодательство, суд и т. д., хотя в дальнейшем, вопреки фактам, в польском общественном сознании Речь Посполитая стала восприниматься как исключительно польское государство. Такое мнение сохраняется и в современной Польше.
Условия формирования централизованного государства на Руси в 15-16 вв. 1. наличие сильных соседей, постоянная угроза экспансии со стороны запада (католичество) и востока (ислам) (расширение, распространение чего-либо); 2. постоянные татарские и литовские набеги, сопровождающиеся грабежами; 3. обнищание князей (правители не могли на свои средства содержать дружину и раздавали госслужащим за службу землю); 4. общий упадок нравственности (необходимость заискивать перед сильными врагами требовала постоянной хитрости, которая приводила ко лжи; среди народа возросла преступность); 5. потеря культурных ценностей (лучшие ремесленники, специалисты были в плену у татар, а их навыки были утеряны; сгорела библиотека митрополитов, следовательно, потеряны знания, неграмотность); 6. инфляция (покупательная русских монет относительно западных снизилась); 7. частые эпидемии (например, с Китая пришла чума). Особенности государственного управления в централизованном государстве. 1480 г. – окончание монголо-татарского ига, обретение государственного суверенитета. 1. присоединение территорий с военной силы; экономическое подчинение; династический); 2. новый порядок передачи власти – от отца к старшему сыну; 3. единая система управления (решения принимаются центральными органами власти в Москве); 4. опора на православную церковь; 5. появление общегосударственной национальной идеи: идея о едином великом российском государстве; 6. появление единой финансовой системы (сбор дани трасформируется в сбор налогов); 7. отсутствие внутренних торговых таможенных барьеров; 8. единая внешняя политика; 9. единая армия.
Развитие регионального и отраслевого управления. Региональное: к концу 16 в. удельные княжества были упразднены. Для управления регионами назначались наместники и воеводы. Воевод назначал глава государства, они были во всех городах. Воевода – правитель региона. Его функции: охрана границ, организация доставки налогов. Отраслевое: В 15в МСУ ликвидировано, вече не собирались. За внутр порядком следили городовые приказчики. За отдалёнными территориями – воеводы. В 30х гг. 16 в. Формируется МСУ: право самостоятельно собирать налоги и решать вопросы. Волость. Боярские комиссии д/управления отраслями – были временными. В сер.16в. создаются постоянные органы отраслевого управления – ПРИКАЗЫ – это учреждения, занимающиеся решением отраслевых вопросов (например, посольский, земский приказы). Территория Российского государства была поделена на волости, внутри волостей основной единицей являлась губа, во главе которой были губные старосты. Они следили за порядком на территории городов и уездов, вели делопроизводство. Развитие земского строя. В 16 в. появляется первый ЗЕМСКИЙ СОБОР, который собирается периодически. Функции: – принятие основных законов, - важнейших гос решений, - выбор главы государства, - присоединение территорий, Рассмотрение гос.бюджета - проверка д-ти исполнит-й власти Он состоял из представителей от всех регионов и сословий, собирался время от времени.
К началу XVI в. в Польском Королевстве сложилась сословно-представительная монархия. В соседнем Великом Княжестве Литовском шляхта практически не принимала участия в управлении государством, а потому считала, что союз с Польским Королевством может изменить такое положение. Идея унии двух государств привлекала и польскую шляхту, которая стремилась расширить свое влияние на новые территории.
К союзу два государства подталкивал и внешний фактор — тяжелая Ливонская война и борьба за восточное побережье Балтийского моря. Это была важная с экономической точки зрения территория, в получении которой были заинтересованы многие страны. В сложных военных условиях наступления Московской армии ВКЛ все больше было заинтересовано в поддержке Польского Королевства. Таким образом, идея унии получила новый смысл.
Договор о создании Речи Посполитой Двух Народов был подписан на Люблинском сейме 1569 г. Речь в нем шла о создании единого государства под властью одного монарха в составе Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. Польская шляхта считала, что в результате подписания Люблинской унии произошло присоединение земель ВКЛ. Однако фактически Речь Посполитая стала федеративным государством, так как ВКЛ сохранило многие атрибуты государственности: собственную армию, казну, законодательство, суд и т. д., хотя в дальнейшем, вопреки фактам, в польском общественном сознании Речь Посполитая стала восприниматься как исключительно польское государство. Такое мнение сохраняется и в современной Польше.
Развитие регионального и отраслевого управления. Региональное: к концу 16 в. удельные княжества были упразднены. Для управления регионами назначались наместники и воеводы. Воевод назначал глава государства, они были во всех городах. Воевода – правитель региона. Его функции: охрана границ, организация доставки налогов. Отраслевое: В 15в МСУ ликвидировано, вече не собирались. За внутр порядком следили городовые приказчики. За отдалёнными территориями – воеводы. В 30х гг. 16 в. Формируется МСУ: право самостоятельно собирать налоги и решать вопросы. Волость. Боярские комиссии д/управления отраслями – были временными. В сер.16в. создаются постоянные органы отраслевого управления – ПРИКАЗЫ – это учреждения, занимающиеся решением отраслевых вопросов (например, посольский, земский приказы). Территория Российского государства была поделена на волости, внутри волостей основной единицей являлась губа, во главе которой были губные старосты. Они следили за порядком на территории городов и уездов, вели делопроизводство. Развитие земского строя. В 16 в. появляется первый ЗЕМСКИЙ СОБОР, который собирается периодически. Функции: – принятие основных законов, - важнейших гос решений, - выбор главы государства, - присоединение территорий, Рассмотрение гос.бюджета - проверка д-ти исполнит-й власти Он состоял из представителей от всех регионов и сословий, собирался время от времени.