ОЧЕНЬ какие два основных типа ранних христианских храмов ты знаешь? Нарисуйте план базилики и подпишите её основные части: нефы трансепт апсиду На фото сама базилика
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством. Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства «ухода из мира» , безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Однако не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру. В новую религию обращали с государственной власти. Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства. Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы. Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них. Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно аграрного происхождения. Так, в «Перечне суеверий и языческих обычаев» , составленного во Франции в VIII веке, упоминаются «борозды вокруг деревень» и об «идоле, по полям носимом» . Преодолеть приверженность, к такого рода ритуалам, было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии «крестного хода» по полям с молением об урожае взамен языческого «ношения идола»
С 1068 г. начинается период междоусобиц — власть переходила из рук в руки. Политический распад Киевской Руси в XI—XII вв. привел к образованию десятка отдельных княжеств (Киевского, Турово-Пинского, Полоцкого и т. д.) . Киевский престол занимал старший в роду князь, а остальные размещались по старшинству в городах более или менее значительных. В случае смерти великого князя старший из оставшихся князей должен был занять киевский престол, а остальные князья соответствующим образом переместиться из одной волости в другую. Борьба за киевский престол шла с возрастающим ожесточением между двумя княжескими линиями: Киевскими и переясславскими Мономаховичами. В период с 1097 г. по 1103 г. были проведены съезды князей, которые, однако, не улучшили положения. Первоначально престол делили Мономаховичи и Олеговичи, но после смерти Владимира Мономаха междоусобица осложнилась противостоянием между Мономаховичами. Причины раздробленности: 1) укрепление феодальных отношений; 2) рост крупного феодального землевладения; 3) усиление военной мощи каждого княжества; 4) экономическое развития (рост с/х, городов, торговли) . Феодальная раздробленность привела к ослаблению торговых связей и экономических отношений, военным столкновениям. В течение 10 лет междоусобиц Киев переходил из одних рук в другие. Вся страна распалась на отдельные княжества, соперничающие друг с другом. К концу XII в. намечается стремление к централизации власти. Наиболее ярко это проявляется во время правления Романа Мстиславича. Начало междоусобным войнам положила ссора между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Великий князь Ярополк хотел отдать Переяславль племяннику, поэтому воспротивились князья Ростовский и Волынский. В результате город был передан Юрию Долгорукому, сыну Владимира Мономаха.
Политический распад Киевской Руси в XI—XII вв. привел к образованию десятка отдельных княжеств (Киевского, Турово-Пинского, Полоцкого и т. д.) .
Киевский престол занимал старший в роду князь, а остальные размещались по старшинству в городах более или менее значительных. В случае смерти великого князя старший из оставшихся князей должен был занять киевский престол, а остальные князья соответствующим образом переместиться из одной волости в другую. Борьба за киевский престол шла с возрастающим ожесточением между двумя княжескими линиями: Киевскими и переясславскими Мономаховичами.
В период с 1097 г. по 1103 г. были проведены съезды князей, которые, однако, не улучшили положения.
Первоначально престол делили Мономаховичи и Олеговичи, но после смерти Владимира Мономаха междоусобица осложнилась противостоянием между Мономаховичами.
Причины раздробленности:
1) укрепление феодальных отношений;
2) рост крупного феодального землевладения;
3) усиление военной мощи каждого княжества;
4) экономическое развития (рост с/х, городов, торговли) .
Феодальная раздробленность привела к ослаблению торговых связей и экономических отношений, военным столкновениям.
В течение 10 лет междоусобиц Киев переходил из одних рук в другие.
Вся страна распалась на отдельные княжества, соперничающие друг с другом.
К концу XII в. намечается стремление к централизации власти. Наиболее ярко это проявляется во время правления Романа Мстиславича.
Начало междоусобным войнам положила ссора между сыновьями и внуками Владимира Мономаха. Великий князь Ярополк хотел отдать Переяславль племяннику, поэтому воспротивились князья Ростовский и Волынский. В результате город был передан Юрию Долгорукому, сыну Владимира Мономаха.