ОЧЕНЬ В виде первоначально стимулирующего материала используйте отрывок из воспоминаний советника Тургайского областного управления по
инородческим вопросам И.Крафта (отрывок взят из монографии
Е.Б.Бекмаханова «Присоединение Казахстана к России»).
Рассказ казаха, который записал И.Крафт: «Чтобы иметь понятие об
изобретательности кокандских сборщиков, достаточно привести такой
случай. Встречается закятчи с киргизом и видит, что у него исцарапано лицо.
- Отчего у тебя на лице царапина? – спрашивает закятчи киргиза.
-Да вот проходил через камыш и исцарапался, - отвечает киргиз.
-Я уничтожил твоего врага, - говорит закятчи киргизу, показывая на
срезанный камыш, - ты должен отдать мне барана».
После прочтения отрывка рассказа, попросите учащихся подумать о смысле
этого рассказа и организуйте обсуждение всем классом согласно следующим
наводящим вопросам:
1.Почему казахский шаруа должен отдавать целого барана только за то, что
закятчи срезал камыш?
2.Как вы думаете прав ли закятчи, требуя от казаха барана или будет прав
казах, если откажет отдать барана закятчи? Может ли казах отказать в
закятчи?
ответьте по тексту на следующие вопросы:
1.Как вы думаете, почему в Казахстане между казахским шаруа и
кокандским закятчи оказался возможным диалог именно такого содержания?
2.С какой целью в Казахстане мог оказаться кокандский закятчи? Можете ли
привести два ключевых слов из рассказа, которые подтверждают
утверждение о том, что изобретательность кокандских сборщиков налогов
была направлена на их личное обогащение?
3.Вспомните, какие районы Казахстана были включены в состав царской
России до 40-ых годов XIX века?
2. анализируй «внутренние» причины захватнической политики
среднеазиатских ханств на юге Казахстана
3. опиши внешние факторы, оказавшие влияние на усиление агрессивной
политики среднеазиатских государств на юге Казахстана
4. определи причины и последствия освободительной борьбы казахского
народа против политики среднеазиатских ханств, оценивают роль
руководителей национально-освободительных восстаний
Формативное оценивание. За каждое правильно выполненное задание 2
.
Попросите учащихся выявить не менее 2 причин:
1.агрессивной политики среднеазиатских ханств относительно южного
Казахстана
2. раскола казахов южного Казахстана
3. восстаний казахов южного Казахстана против среднеазиатских ханств
у одного человека жили собака и кошка. однажды он положил в стенную нишу каравай, а сам ушёл куда-то по делам. кошке захотелось поесть хлеба, она вскочила на полку в нише и нечаянно уронила каравай. на шум прибежала собака, а кошка спрыгнула на пол, и началась тут между ними ссора - стали они друг у дружки хлеб отнимать. а по каменной ограде двора пробиралась обезьяна. услышала шум, остановилась и спросила: "о чём у вас спор идёт? " собака ответила: "наш хозяин оставил каравай в стенной нише, а эта вот негодная кошка забралась туда, столкнула хлеб на пол и хочет одна всё съесть. но я этого не допущу! " а кошка сказала: "я сталкивала, сталкивала каравай с полки - из сил выбилась! не я хлеба этой негодной собаке".
обезьяна выслушала их и сказала: "отойдите-ка от каравая, я вас помирю! " собака и кошка послушались, а обезьяна спрыгнула с ограды и вытащила из дома весы. потом уселась поближе к караваю и сказала: "не надо ссориться! я разделю каравай между вами поровну! "
собака и кошка согласились. тогда обезьяна разломила каравай на две части - большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. надо было их уравнять, и обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. отщипнёт и в рот положит. и так она всёотщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась - второй кусок перетянул.
тогда она стала понемножку отщипывать от второго - оторвёт крошку и в рот положит. и до тех пор всё отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. обезьяна взяла его, показала собаке и кошке и говорит: "стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! чтобы никому не было обидно, я сама его съем".
и вот обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. а собака и кошка остались ни с чем.