следующая славянская типография была основана в черногории, в городе ободе, где в 1494 году священником макарием был отпечатан «октоих первогласник»; там же в 1495 году отпечатана «следованная псалтирь»; по некоторым данным можно предположить, что ободская типография была основана в начале 1480-х годов, то есть является первой славянской типографией. позже макарий перевёл свою деятельность в угро-валахию (ныне румыния), где в 1512 году напечатал евангелие.
в 1493 г. основана славянская типография в венеции; первая книга, напечатанная там, — часослов (печатник андрей торесанский).
в 1517 г. полочанин франциск скорина основал типографию в праге: первые выпущенные ей книги — псалтирь и библия на языке (с гравюрами). за время с 1517 по 1519 год скорина напечатал в праге 24 переведённые им библейские книги. в 1519 году он прекратил свою деятельность в праге и возобновил её в 1521 году в вильно, где в 1522 году напечатал «малую подорожную книжицу» (заключает в себе псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие), считающуюся первой печатной книгой, появившейся на свет на территории бывшего . там же в вильно в 1525 году франциск скорина напечатал «апостол». издания скорины отличаются красотой и изяществом.
в 1519 году в венеции возникает типографская деятельность сербского воеводы божидара вуковича; первая напечатанная им книга — служебник.
в xvi веке для печатания книг на церковнославянском языке были основаны типографии в кракове, терговище (1547), а также в городах великого княжества литовского — в заблудове, несвиже, львове и .
почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. в 1507 году в городе сене (в далмации) напечатана книга «počinu miraculi slavne dêve marie»; в том же веке в венеции и в реке напечатано несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. в первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе европы, «друкари», или «печатники», часто бывали переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.
1 марта 1564 года повелением ивана грозного было выпущено первое печатное издание на руси – изданный иваном федоровым и петром мстиславцем «апостол». оба мастера вошли в как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на руси. техника печати, шрифт, верстка — все восхищает в этой книге.
1 марта 1564 года повелением ивана грозного было выпущено первое печатное издание на руси – изданный иваном федоровым и петром мстиславцем «апостол». оба мастера вошли в как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на руси. оригинальная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, грамотный текст, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге.
через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного евангелия в москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. это был знаменитый первопечатный апостол 1564 года - труд московских мастеров ивана федорова и петра тимофеева мстиславца. этому изданию известна точная дата, связанная с книгопечатания в россии
если в начале 50-х годов xvi в. по указу царя ивана iv «…начали изыскивать мастерство печатных дел…», то в начале 60-х царь «повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело». издание такой солидной книги, как апостол, требовало большой предварительной работы. поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они «начали печатать впервые эту святую книгу деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе афанасии, митрополите всея руси…».
напомним, что это было за время. иван федоров трудился над «апостолом» как раз тогда, когда на красной площади возводился знаменитый собор василия блаженного великими архитекторами бармой и постником. велось большое строительство в москве мастерами из владимира, из пскова, из-за границы, расписывался благовещенский собор кремля. это годы, когда русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний. широко строились церкви в москве и присоединенных восточных областях, особенно в казани и ее окрестностях. открывшиеся церкви надо было снабжать богослужебными книгами, но, говорит автор, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому, когда иван грозный узнал об этом, он решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались. иван iv, по свидетельству федорова, не жалея давал деньга из казны своим «делателям».
московский апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. иван федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. текст изложен обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. в апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и ее выпуска: прославляются «благочестивый» царь - великий князь иван васильевич, чьим повелением «начаша изыскавати мастерства печатных книг» и просвещенный митрополит макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в москве. это послесловие, скорее всего, было написано самим иваном федоровым и носит светский характер. его можно считать первым печатным публицистическим произведением в .
что же касается качества, то это одно из лучших произведений своего времени. техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую иван федоров использовал и в других своих изданиях. в орнаментике апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг троице-сергиева монастыря. в некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск ренессанса. новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. нет многочисленных форм «о», устранены широкие «е» и «с». все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.
к сожалению, вскоре ивану федорову пришлось покинуть москву. в послесловии ко второму «апостолу», он напишет о причинах отъезда: « злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников.
следующая славянская типография была основана в черногории, в городе ободе, где в 1494 году священником макарием был отпечатан «октоих первогласник»; там же в 1495 году отпечатана «следованная псалтирь»; по некоторым данным можно предположить, что ободская типография была основана в начале 1480-х годов, то есть является первой славянской типографией. позже макарий перевёл свою деятельность в угро-валахию (ныне румыния), где в 1512 году напечатал евангелие.
в 1493 г. основана славянская типография в венеции; первая книга, напечатанная там, — часослов (печатник андрей торесанский).
в 1517 г. полочанин франциск скорина основал типографию в праге: первые выпущенные ей книги — псалтирь и библия на языке (с гравюрами). за время с 1517 по 1519 год скорина напечатал в праге 24 переведённые им библейские книги. в 1519 году он прекратил свою деятельность в праге и возобновил её в 1521 году в вильно, где в 1522 году напечатал «малую подорожную книжицу» (заключает в себе псалтирь, часослов, акафисты и святцы краткие), считающуюся первой печатной книгой, появившейся на свет на территории бывшего . там же в вильно в 1525 году франциск скорина напечатал «апостол». издания скорины отличаются красотой и изяществом.
в 1519 году в венеции возникает типографская деятельность сербского воеводы божидара вуковича; первая напечатанная им книга — служебник.
в xvi веке для печатания книг на церковнославянском языке были основаны типографии в кракове, терговище (1547), а также в городах великого княжества литовского — в заблудове, несвиже, львове и .
почти одновременно с кириллическими началось печатание и глаголических книг. в 1507 году в городе сене (в далмации) напечатана книга «počinu miraculi slavne dêve marie»; в том же веке в венеции и в реке напечатано несколько изданий глаголического миссала (служебника) и часослов. в первые века распространения книгопечатания у славян, как и на западе европы, «друкари», или «печатники», часто бывали переводчиками и авторами книг, руководителями общественных движений.
начало книгопечатания на руси
1 марта 1564 года повелением ивана грозного было выпущено первое печатное издание на руси – изданный иваном федоровым и петром мстиславцем «апостол». оба мастера вошли в как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на руси. техника печати, шрифт, верстка — все восхищает в этой книге.
1 марта 1564 года повелением ивана грозного было выпущено первое печатное издание на руси – изданный иваном федоровым и петром мстиславцем «апостол». оба мастера вошли в как первопечатники, и дата выхода в свет их творения считается датой начала книгопечатания на руси. оригинальная техника двуцветной печати, четкий и красивый шрифт, отличная верстка, грамотный текст, превосходный фронтиспис — все это восхищает в первой книге.
через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного евангелия в москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. это был знаменитый первопечатный апостол 1564 года - труд московских мастеров ивана федорова и петра тимофеева мстиславца. этому изданию известна точная дата, связанная с книгопечатания в россии
если в начале 50-х годов xvi в. по указу царя ивана iv «…начали изыскивать мастерство печатных дел…», то в начале 60-х царь «повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело». издание такой солидной книги, как апостол, требовало большой предварительной работы. поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они «начали печатать впервые эту святую книгу деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе афанасии, митрополите всея руси…».
напомним, что это было за время. иван федоров трудился над «апостолом» как раз тогда, когда на красной площади возводился знаменитый собор василия блаженного великими архитекторами бармой и постником. велось большое строительство в москве мастерами из владимира, из пскова, из-за границы, расписывался благовещенский собор кремля. это годы, когда русь набирала силы, обретала черты единого централизованного государства, когда расширялась торговля, росли города, централизовалась власть, закладывались основы естественных и технических знаний. широко строились церкви в москве и присоединенных восточных областях, особенно в казани и ее окрестностях. открывшиеся церкви надо было снабжать богослужебными книгами, но, говорит автор, рукописные книги содержали множество ошибок и неточностей, поэтому, когда иван грозный узнал об этом, он решил открыть государственную типографию, в которой бы тексты тщательно выверялись и редактировались. иван iv, по свидетельству федорова, не жалея давал деньга из казны своим «делателям».
московский апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. иван федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. текст изложен обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. в апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и ее выпуска: прославляются «благочестивый» царь - великий князь иван васильевич, чьим повелением «начаша изыскавати мастерства печатных книг» и просвещенный митрополит макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в москве. это послесловие, скорее всего, было написано самим иваном федоровым и носит светский характер. его можно считать первым печатным публицистическим произведением в .
что же касается качества, то это одно из лучших произведений своего времени. техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста луку, вставленной в художественно выполненную рамку, которую иван федоров использовал и в других своих изданиях. в орнаментике апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг троице-сергиева монастыря. в некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск ренессанса. новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. нет многочисленных форм «о», устранены широкие «е» и «с». все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.
к сожалению, вскоре ивану федорову пришлось покинуть москву. в послесловии ко второму «апостолу», он напишет о причинах отъезда: « злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников.