1. Традиционная версия возникновения Киевской Руси, основанная на начальной летописи «Повесть временных лет», неоднократно подвергалась критике. Отмечается ее несоответствие другим источникам (византийским, арабским и европейским).
2. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику первых киевских великих князей.
3.Незнаю
4. Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом в Древней Руси, который объединил в себе все существующие законы и указы и сформировал некое подобие единой нормативно-законодательной системы. Вместе с тем, русская Правда является важным памятником культуры, так как представляет собой блестящий образец письменности и письменной культуры самого раннего периода развития государства.
Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
Создание Русской Правды связывают с именем князя Ярослава Мудрого. На данный момент не сохранилось оригинала этого документа, существуют лишь более поздние копии. Насчет происхождения Русской Правды также ведутся споры, однако ученые склоняются к тому, что документ возник в период правления Ярослава Мудрого, который и собрал все существующие законы в одну книгу примерно в 1016-1054 годах. Позднее документ дорабатывался и переписывался другими князьями.
1. Империя как Тело Христово. Самоопределение Византии базировалось на византийском догмате, то есть на вере в тождество Мистического Тела Христова – Церкви и политического тела Империи. Для византийцев Империя была телом Церкви пребывающим в сём мире.
2.Политическое православие. Мистика церковности предполагала строгую ортодоксальность в вопросах религии. Православие становилось вопросом жизни и смерти, поскольку только безукоризненная чистота веры сохраняла единство Тела Христова. Поэтому православие воспринималось не только как философская, но как политическая проблема. Мировая история знала массу царей-священников, несколько царей-философов, но только в Византии возможен был тип царя-богослова.
3.Цивилизация чуда. Теофания среди повседневности были основой жизненного самоощущения византийцев. Раз Империя есть Тело Христово, значит Дух Святой – животворящий и чудотворящий непрерывно действует в ней. Чудо – не столько вторжение иного мира, сколько составная часть преображенной божественными энергиями реальности. На чуде строится и повседневная жизнь, и политика, становящаяся агиополитикой.
4. Иконичность присутствия Божественного в жизненной ткани повседневности является икона. Не случайно классический византизм устанавливается именно с победы над иконоборчеством. Икона – это маркирования преображенного Духом пространства осуществить присутствие невидимого и бесплотного мира. Икона – это не только изображение, но и архитектура, но и пространство вся среда где сообщаются два мира.
5.Остров Геополитическое положение Византии можно осознать через метафору острова или ковчега Все года своего существования Империя с переменным успехом отстаивала территорию от множества врагов, отождествляя свою границу с границей истинной Церкви. По большей части это была оборонительная война, иногда оборачивающаяся контрнаступлением. Этому удержанию территории были подчинены как воинский дух, отличавшийся героизмом и рыцарством, так и изощренная, полная коварства византийская дипломатия. Любые средства годились для того, чтобы удержать свой остров.
6.Средиземноморская цивилизация. Византия располагалась и в Европе, и в Азии, и, порой, в Африке, но никому бы и в голову не пришло назвать эту цивилизацию «евразийской» она не подчинялась континентальным архетипам, а господствовала над ними. Византия это, прежде всего, Византий, город на стыке материков и морей. Подлинной стихией византизма было Средиземноморье. Эта цивилизация жила пока могла контролировать море своим флотом, вооруженным греческим огнем, и умерла, когда сила этого флота ослабла и контроль за морем перехватили итальянцы.
7.Сверхурбанизм. Особенностью Византии было то, что центром огромной империи всегда оставался один город – мегаполис. Константинополь. Всё остальное пространство было более-менее существенным приложением к нему, его питательной средой. Нигде и никогда в истории сосредоточение цивилизации в одном Городе было настолько абсолютным. Это предопределяло как исключительную насыщенность его жизни, город был средой непрерывной активности и творчества, так и иссушающее его влияние на окружавшее его городское и сельское пространство. Малая Азия, обширная система сельских местечек и поместий, искусственность и пропорциональность характера этого города не была заметна. После захвата Малой Азии турками началось экономическое и социальное самоопустошение Византии.
8.Аграрно-фискальная экономика. Удивительной особенностью Византии было то, что будучи аграрной цивилизацией, с постепенно падающей ролью промышленности и торговли, что вообще характерно для средневековья, она до конца сохранила свой денежный характер. В центре её социально жизни стояли налоги и Бюджет. Основой социальной иерархии была иерархия распределения императорского жалования чиновникам. Уровень финансового контроля за аграрным обществом был очень высок и не имел себе равных, пока на Западе не появилась конкурирующая торгово-промышленная модель итальянских республик, успешно вндрившихся в византийскую систему и уничтоживших её.
9.Монашеская цивилизация. Жизнь Византии всегда определялась структурным напряжением между империей и пустыней. Монашество, уход от мира, альтернативный аскетического существования составляли как бы параллельный социум. Пустыня оказывала огромное влияние на Империю – выступая как защитница Православия, барьер от чрезмерного обмирщения жизненной практики. Предполагала возможность перехода в более близкую к Небу форму жизни. Часто недооценивают роль монашества в Византии или считают её деструктивной.
1. Традиционная версия возникновения Киевской Руси, основанная на начальной летописи «Повесть временных лет», неоднократно подвергалась критике. Отмечается ее несоответствие другим источникам (византийским, арабским и европейским).
2. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику первых киевских великих князей.
3.Незнаю
4. Русская Правда стала первым нормативно-правовым документом в Древней Руси, который объединил в себе все существующие законы и указы и сформировал некое подобие единой нормативно-законодательной системы. Вместе с тем, русская Правда является важным памятником культуры, так как представляет собой блестящий образец письменности и письменной культуры самого раннего периода развития государства.
Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.
Создание Русской Правды связывают с именем князя Ярослава Мудрого. На данный момент не сохранилось оригинала этого документа, существуют лишь более поздние копии. Насчет происхождения Русской Правды также ведутся споры, однако ученые склоняются к тому, что документ возник в период правления Ярослава Мудрого, который и собрал все существующие законы в одну книгу примерно в 1016-1054 годах. Позднее документ дорабатывался и переписывался другими князьями.
1. Империя как Тело Христово. Самоопределение Византии базировалось на византийском догмате, то есть на вере в тождество Мистического Тела Христова – Церкви и политического тела Империи. Для византийцев Империя была телом Церкви пребывающим в сём мире.
2.Политическое православие. Мистика церковности предполагала строгую ортодоксальность в вопросах религии. Православие становилось вопросом жизни и смерти, поскольку только безукоризненная чистота веры сохраняла единство Тела Христова. Поэтому православие воспринималось не только как философская, но как политическая проблема. Мировая история знала массу царей-священников, несколько царей-философов, но только в Византии возможен был тип царя-богослова.
3.Цивилизация чуда. Теофания среди повседневности были основой жизненного самоощущения византийцев. Раз Империя есть Тело Христово, значит Дух Святой – животворящий и чудотворящий непрерывно действует в ней. Чудо – не столько вторжение иного мира, сколько составная часть преображенной божественными энергиями реальности. На чуде строится и повседневная жизнь, и политика, становящаяся агиополитикой.
4. Иконичность присутствия Божественного в жизненной ткани повседневности является икона. Не случайно классический византизм устанавливается именно с победы над иконоборчеством. Икона – это маркирования преображенного Духом пространства осуществить присутствие невидимого и бесплотного мира. Икона – это не только изображение, но и архитектура, но и пространство вся среда где сообщаются два мира.
5.Остров Геополитическое положение Византии можно осознать через метафору острова или ковчега Все года своего существования Империя с переменным успехом отстаивала территорию от множества врагов, отождествляя свою границу с границей истинной Церкви. По большей части это была оборонительная война, иногда оборачивающаяся контрнаступлением. Этому удержанию территории были подчинены как воинский дух, отличавшийся героизмом и рыцарством, так и изощренная, полная коварства византийская дипломатия. Любые средства годились для того, чтобы удержать свой остров.
6.Средиземноморская цивилизация. Византия располагалась и в Европе, и в Азии, и, порой, в Африке, но никому бы и в голову не пришло назвать эту цивилизацию «евразийской» она не подчинялась континентальным архетипам, а господствовала над ними. Византия это, прежде всего, Византий, город на стыке материков и морей. Подлинной стихией византизма было Средиземноморье. Эта цивилизация жила пока могла контролировать море своим флотом, вооруженным греческим огнем, и умерла, когда сила этого флота ослабла и контроль за морем перехватили итальянцы.
7.Сверхурбанизм. Особенностью Византии было то, что центром огромной империи всегда оставался один город – мегаполис. Константинополь. Всё остальное пространство было более-менее существенным приложением к нему, его питательной средой. Нигде и никогда в истории сосредоточение цивилизации в одном Городе было настолько абсолютным. Это предопределяло как исключительную насыщенность его жизни, город был средой непрерывной активности и творчества, так и иссушающее его влияние на окружавшее его городское и сельское пространство. Малая Азия, обширная система сельских местечек и поместий, искусственность и пропорциональность характера этого города не была заметна. После захвата Малой Азии турками началось экономическое и социальное самоопустошение Византии.
8.Аграрно-фискальная экономика. Удивительной особенностью Византии было то, что будучи аграрной цивилизацией, с постепенно падающей ролью промышленности и торговли, что вообще характерно для средневековья, она до конца сохранила свой денежный характер. В центре её социально жизни стояли налоги и Бюджет. Основой социальной иерархии была иерархия распределения императорского жалования чиновникам. Уровень финансового контроля за аграрным обществом был очень высок и не имел себе равных, пока на Западе не появилась конкурирующая торгово-промышленная модель итальянских республик, успешно вндрившихся в византийскую систему и уничтоживших её.
9.Монашеская цивилизация. Жизнь Византии всегда определялась структурным напряжением между империей и пустыней. Монашество, уход от мира, альтернативный аскетического существования составляли как бы параллельный социум. Пустыня оказывала огромное влияние на Империю – выступая как защитница Православия, барьер от чрезмерного обмирщения жизненной практики. Предполагала возможность перехода в более близкую к Небу форму жизни. Часто недооценивают роль монашества в Византии или считают её деструктивной.