По общему мнению, Софья была человек большого ума. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным, Н.А.Полевым, Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О`Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).
По общему мнению, Софья была человек большого ума. Суждения о ней историков не отличаются беспристрастием и в большинстве случаев далеко не сходны между собой. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным, Н.А.Полевым, Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О`Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).