Рима. римская культура представляет заключительное звено древней средиземноморья. она продолжает культурные традиции этрусков, греков и других покоренных римом народов. «вечный рим» прошел огромный путь от маленькой крестьянской общины на р.тибр до огром-ной мировой державы, владеющей всем миром. с возникновением римского государства антич-ные центры культуры были уже не отдельными островками цивилизации, а связанными между собой компактными образованиями, определявшими ход и основные тенденции развития.греческая. культура древней греции существовала с xxviii в. до н.э. и до середины ii в. до н.э. ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму древнюю грецию — элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в v-iv вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в мировой культуры. расцвет культуры древней эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда».суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города малой азии — милет, эфес, галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на восток. однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.и если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. второе уточнение касается того, что в области и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. правда, в военном отношении афины — колыбель демократии — уступали спарте, где весь образ жизни был военным. что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных. эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления перикла (443-429 до н. в греции впервые отчетливо выделились два вида труда - и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека. хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса. состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.
Первые годы царствования александра i были отмечены заметным оживлением общественной жизни. актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. конец 20-х - начало 30-х г. г. можно назвать кружковым периодом российского общественного движения. центром общественного брожения становится московский университет. среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации. если во время декабристов эта была военная молодежь, выходцы из высших слоев общества, то теперь кружки включали представителей самых разнообразных слоев общества. в центре общественного внимания было отношение к французской революции, крепостному праву и самодержавию.в 30-50-х г. г. хiх в. россия переживала период великого поворота от уходящего аграрного общества к обществу индустриальному. поэтому главным вопросом общественной жизни стал вопрос о направлении дальнейшего развития страны. каждый понимал его по-своему. общественное движение в эти годы имело несколько характерных особенностей: оно развивалось в условиях политического режима после восстания декабристов; произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством; впервые консервативное направление получило собственную идеологию; оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли; участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли готовить лишь сознание современников к будущим переменам.