При формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI—XII в„ когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения. Естественно, города во всех сферах своей жизни испытали влияние феодальных порядков. Так, городские общины основывались и развивались долгое время на землях, составлявших феодальную собственность королей и других светских сеньоров, монастырей и т.п. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от сеньора, но даже и в более позднюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в условиях господства феодальной власти не могло преодолеть сословную неполноценность. Даже сама основа городской жизни — производство и торговля не были свободны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и т.д.).
Но тем не менее по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую
История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т.е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т.д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии и т.д., города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни. Полностью
бояре-кормленщики- Боярин, назначенный на кормление II (на Руси XIV XVI вв.).
царь- священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.
избранная рада- термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.[1]
боярская дума- высший совет при князе, а с 1547 г. - при царе. В период Киевской Руси Боярская дума представляла собой совещание князя с боярами. В состав этой думы входили и многие дружинники. В заседаниях думы могли принимать участие и представители высшего духовенства с правом голоса. Созывалась эта дума не регулярно, а лишь по мере надобности. С XI в., после того как княжеские мужи были все наделены землей и их приравняли к земским боярам, в состав Боярской думы входили только бояре. При Иване III, в конце XV в., Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В состав ее входили должностные лица: бояре, думные дьяки, окольничий, думные дворяне. Бояре – высшие служилые чины по отечеству, первые члены Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами (с 15 в.). Думные дьяки, в Русском государстве в 16—17 вв. низший думный чин. Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты. Окольничий, придворный чин и должность в Русском государстве 13 — начале 18 вв. Первоначальными функциями О. были, по-видимому, устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приёме и переговорах с иностранными послами. Впервые упомянут в 1284. В 14—15 вв. О. входил в состав Думы великих князей; был вторым по значению (после боярина) думным чином. О. назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. Думные дворяне, в Русском государстве в 16—17 вв. третий по «чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе её комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности, назначались воеводами в города. В 16 в. думные дворяне чаще всего принадлежали родовитым фамилиям и число их было невелико. Думные дворяне, наряду с думными дьяками, были опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Боярской думе.
Приказы - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в.
Но тем не менее по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Учитывая все возрастающий экономический и политический потенциал городов, королевская власть, особенно в XI—XIII вв., искала у них политическую поддержку и финансовую
История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привилегии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т.е. того периода, когда еще не получил силу процесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Политико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного государства-города. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т.д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигархии, аристократии, плутократии и т.д., города, будучи проводниками античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-правовой жизни.
Полностью
бояре-кормленщики- Боярин, назначенный на кормление II (на Руси XIV XVI вв.).
царь- священное лицо, представитель Бога на земле, самодержец, стоящий над всеми сословиями, издающий законы и следящий за их исполнением, вольный казнить и миловать своих подданных.
избранная рада- термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия.[1]
боярская дума- высший совет при князе, а с 1547 г. - при царе. В период Киевской Руси Боярская дума представляла собой совещание князя с боярами. В состав этой думы входили и многие дружинники. В заседаниях думы могли принимать участие и представители высшего духовенства с правом голоса. Созывалась эта дума не регулярно, а лишь по мере надобности. С XI в., после того как княжеские мужи были все наделены землей и их приравняли к земским боярам, в состав Боярской думы входили только бояре. При Иване III, в конце XV в., Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В состав ее входили должностные лица: бояре, думные дьяки, окольничий, думные дворяне. Бояре – высшие служилые чины по отечеству, первые члены Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами (с 15 в.). Думные дьяки, в Русском государстве в 16—17 вв. низший думный чин. Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты. Окольничий, придворный чин и должность в Русском государстве 13 — начале 18 вв. Первоначальными функциями О. были, по-видимому, устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приёме и переговорах с иностранными послами. Впервые упомянут в 1284. В 14—15 вв. О. входил в состав Думы великих князей; был вторым по значению (после боярина) думным чином. О. назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний. Думные дворяне, в Русском государстве в 16—17 вв. третий по «чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе её комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности, назначались воеводами в города. В 16 в. думные дворяне чаще всего принадлежали родовитым фамилиям и число их было невелико. Думные дворяне, наряду с думными дьяками, были опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Боярской думе.
Приказы - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в.