Осман II В 1618 г. в результате восстания янычар был свергнут султан Мустафа I. Его преемником стал 14-летний Осман II. Новый султан был хорошо образован, умело обращался с оружием, отличался энергичностью и самостоятельностью. Переодевшись, Осман II периодически совершал прогулки по городу и наказывал граждан, которые нарушали законы. Несмотря на то что он пришел к власти благодаря янычарам, молодого султана беспокоило их стремление к самостоятельности, отсутствие дисциплины в армии. Султан считал, что поражения турецкой армии объясняются этими причинами. В 1618 г. турки подписали договор с Персией, по которому ей возвращались земли, отобранные в 1590 г. В 1620–1621 гг. в результате поражения в войне с Польшей, самого крупного в истории империи, Осман II подписал Хотинский договор, сильно ослабивший позиции государства. В 1621 г., возвратившись в столицу, молодой султан решает провести в стране реформы.
Дескрипторы:
• Определяют 4-5 причин того, почему Осман II не смог утвердить себя абсолютным монархом
Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем.
Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города.
Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование.
Выдающимся памятником литературы, является «Слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г.
С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «Слово о погибели земли Русской».
Литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.
Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».
В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.
Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи.
Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.
Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар. 1164 г. – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор, княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.
В архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество.
Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т. к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители. Икона апостолов Петра и Павла Вседержитель. Суздальский Златые власы, ярославский нерукотворный, и Вседержитель, 13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.