В годы Советской власти население Кыргызстана добилось высокого уровня развития в культуре. С 1930 в Кыргызстане введено обязательное начальное общее образование, а с середины 1960-х — обязательное восьмилетнее образование. Были открыты средние специальные и высшие учебные заведения, к-рые готовили специалистов по многим отраслям. С 1926 по 1980 в различных регионах Кыргызстана были открыты 43 средних специальных учебных заведения, с 1930 по 1980 — 10 высших учебных заведений. В них были подготовлены десятки тысяч специалистов со средним и высшим образованием.
13 августа 1943 в Кыргызстане был открыт филиал Академии наук СССР, к-рый в 1954 был преобразован в самостоятельную Академию наук Кыргызской ССР. Первым её президентом стал видный хирург И. Ахунбаев. При АН Кыргызской ССР были открыты десятки научных институтов по различным отраслям. Первый кыр-гызстанский гражданин защитил свою кандидатскую диссертацию в 1942, первая докторская диссертация была защищена в 1948. В целом, начиная с тех лет по 2000, в Кыргызстане трудились около 600 докторов наук. Но и в системе образования со стороны Москвы вёлся жесткий контроль, что порой приводило к грубейшим ошибкам и невосполнимым утратам. Яркое свидетельство тому — трёхкратная смена алфавита за короткий срок. До 1928 применялся арабский алфавит, до 1940 — латинский, с 1940 — кириллица. На развитие многих видов науки пагубное влияние оказывала идеологическая направленность. История кыргызского народа и литература эпох переписывались и редактировались в соответствии с коммунистической идеологией. Кыргызский язык не использовался в научных кругах.
В советскую эпоху большие успехи были достигнуты и в развитии кыргызской нац. литературы, изобразительного искусства, кино и музыки. Выросло новое поколение кыргызских писателей и поэтов. К. Тыныстанов, А. Токомбаев, Т. Сыдыкбеков, А. Осмонов, Ч. Айтматов и др. писатели создали произведения, пользующиеся среди народа широкой популярностью. Произведения Ч. Айтматова были изданы на многих языках, его имя стало популярным во всём мире. Почти все эпосы кыргызского народа, в первую очередь эпос «Манас» , были собраны, записаны и изданы. Великие манасчы-сказители эпоса Сагымбай Орозбак уулу и Саякбай Каралаев с специалистов и современной техники записали свои варианты эпоса, что в дальнейшем стало предметом всестороннего глубокого научного изучения. Были проведены соответствующие мероприятия по пропаганде эпоса среди народа.
Развивались нац. музыка, театр и др. виды художественного искусства, открылись народная филармония, драматический театр и театр оперы и балета. В кыргызской культуре оставили незабываемый след выдающиеся мастера сцены С. Кийизбаева, Б. Кыдыкеева, Д. Кукжова, С. Кумушалиева (знаменитые в народе «четверо девушек из Тёкёльдёша») , М. Рыскулов, а также оперный певец Б. Минжылкиев, звезды балетного искусства Б. Бейшеналиева, А. Токомбаева, артист-комик Шаршен и др. Было написано и оркестровано множество музыкальных произведений, в т. ч. симфонии. Изобразительное искусство, скульптура (Г. Айтиев, Т. Садыков и др. ) получили бурное развитие. Родилось нац. киноискусство, высоко развившееся за относительно короткие сроки. В 1960—80 киноискусство поднялось на такой высокий уровень, что получило мировое признание и было названо «кыргызским чудом» . Кинорежиссеры Т. Океев, Б. Шамшиев, Д. Асанова представили на суд зрителей киноленты глубокого содержания и высокого художественного уровня. Несмотря на многие перегибы, недостатки и негативные моменты, культура кыргызского народа в советскую эпоху развивалась всесторонне и плодотворно. За этот период окончательно сформировалась нац. интеллигенция сложный путь в своем развитии.
Было несколько основных направлений в народничестве: Пропагандистское, бунтарское и заговорщическое Пропагандистское: верили, что прогресс зависит от наличия в нём ''критических мыслящих личностей'' и степени организации единства. Иными словами, призывали интиллигенцию к планомерной пропагандистской работе среди населения Бунтарское: учить народ нечему, да и бесполезно. Враг простого народа - государство Заговорщическое: Ислючительно организация революционной интиллигенции. Для революции будет достаточно хорошо подготовленной партии социалистов-заговорщиков.
13 августа 1943 в Кыргызстане был открыт филиал Академии наук СССР, к-рый в 1954 был преобразован в самостоятельную Академию наук Кыргызской ССР. Первым её президентом стал видный хирург И. Ахунбаев. При АН Кыргызской ССР были открыты десятки научных институтов по различным отраслям. Первый кыр-гызстанский гражданин защитил свою кандидатскую диссертацию в 1942, первая докторская диссертация была защищена в 1948. В целом, начиная с тех лет по 2000, в Кыргызстане трудились около 600 докторов наук. Но и в системе образования со стороны Москвы вёлся жесткий контроль, что порой приводило к грубейшим ошибкам и невосполнимым утратам. Яркое свидетельство тому — трёхкратная смена алфавита за короткий срок. До 1928 применялся арабский алфавит, до 1940 — латинский, с 1940 — кириллица. На развитие многих видов науки пагубное влияние оказывала идеологическая направленность. История кыргызского народа и литература эпох переписывались и редактировались в соответствии с коммунистической идеологией. Кыргызский язык не использовался в научных кругах.
В советскую эпоху большие успехи были достигнуты и в развитии кыргызской нац. литературы, изобразительного искусства, кино и музыки. Выросло новое поколение кыргызских писателей и поэтов. К. Тыныстанов, А. Токомбаев, Т. Сыдыкбеков, А. Осмонов, Ч. Айтматов и др. писатели создали произведения, пользующиеся среди народа широкой популярностью. Произведения Ч. Айтматова были изданы на многих языках, его имя стало популярным во всём мире. Почти все эпосы кыргызского народа, в первую очередь эпос «Манас» , были собраны, записаны и изданы. Великие манасчы-сказители эпоса Сагымбай Орозбак уулу и Саякбай Каралаев с специалистов и современной техники записали свои варианты эпоса, что в дальнейшем стало предметом всестороннего глубокого научного изучения. Были проведены соответствующие мероприятия по пропаганде эпоса среди народа.
Развивались нац. музыка, театр и др. виды художественного искусства, открылись народная филармония, драматический театр и театр оперы и балета. В кыргызской культуре оставили незабываемый след выдающиеся мастера сцены С. Кийизбаева, Б. Кыдыкеева, Д. Кукжова, С. Кумушалиева (знаменитые в народе «четверо девушек из Тёкёльдёша») , М. Рыскулов, а также оперный певец Б. Минжылкиев, звезды балетного искусства Б. Бейшеналиева, А. Токомбаева, артист-комик Шаршен и др. Было написано и оркестровано множество музыкальных произведений, в т. ч. симфонии. Изобразительное искусство, скульптура (Г. Айтиев, Т. Садыков и др. ) получили бурное развитие. Родилось нац. киноискусство, высоко развившееся за относительно короткие сроки. В 1960—80 киноискусство поднялось на такой высокий уровень, что получило мировое признание и было названо «кыргызским чудом» . Кинорежиссеры Т. Океев, Б. Шамшиев, Д. Асанова представили на суд зрителей киноленты глубокого содержания и высокого художественного уровня. Несмотря на многие перегибы, недостатки и негативные моменты, культура кыргызского народа в советскую эпоху развивалась всесторонне и плодотворно. За этот период окончательно сформировалась нац. интеллигенция сложный путь в своем развитии.
Пропагандистское: верили, что прогресс зависит от наличия в нём ''критических мыслящих личностей'' и степени организации единства. Иными словами, призывали интиллигенцию к планомерной пропагандистской работе среди населения
Бунтарское: учить народ нечему, да и бесполезно. Враг простого народа - государство
Заговорщическое: Ислючительно организация революционной интиллигенции. Для революции будет достаточно хорошо подготовленной партии социалистов-заговорщиков.