В 19 веке во второй трети в России стали образовываться следующие течения – консервативное, которое было ответом на выступление декабристов, оно опиралось на принцип православия в виде основы духовной жизни и опоры самодержавия, самодержавную власть они признавал единственно возможной для страны, народность они воспринимали как единение народных масс с царем.Политическая реакция усиливалась,но оппозиция также действовала.Также сложилось течение славянофильства.Они пропагандировали особый путь России, защищали патриархальные устои, принижали прогрессивное в западных странах, отрицали деспотизм самодержавия.Православие, самодержавную власть они считали основными принципами общества в России.Течение западников считали путь развития западных стран образцом для своей страны ,они хотели прогрессивного развития по пути реформ, ликвидации крепостного права,установления Конституции.Оба течения отрицательно относились к крепостничеству и выступали за реформы.Революционные демократы выступали против буржуазно-либеральной идеологии, они проповедовали идеи утопического социализма.Так Герцен считал , что можно перейти к общинному социализму через общину крестьян, а также считал необходимым отменить крепостничество и убрать самодержавие. Критик Белинский выступал с программой революционного развития страны.Существовал кружок Буташевича –Петрашевского. Он выступал за уничтожение владения землей помещиками,за революционные преобразования и установление демократии и политических свобод, этот кружок был разрушен , его участники приговорены к расстрелу, а потом к каторге. Разочаровавшись во власти, передовая интеллигенция выбрала путь борьбы за будущее страны и образовывала кружки и общества, выступала за революционное переустройство общества.
В конце ХVІІI века территория Малороссии, Беларуси и Литвы вошли в состав Российской империи в результате трёх разделов Речи Посполитой. Характер законодательной политики самодержавия в Западном крае определялся, прежде всего, тем, что его территория входила некогда в состав Руси. Стремясь идеологически обосновать присоединение этих земель, царское правительство трактовало его как «древние русские земли, населённые русскими» православными жителями. Екатерина ІІ не раз подчёркивала, что, присоединив Беларусь к России, она не захватила ни единого кусочка польской земли, что «не только в Полоцке, но и во всей Литве все дела во всех судах в ХVІІ в. велись на русском языке, что отмечались от сотворения (света) по греческому исчислению, что церкви их были построены обычно алтарём на восток». В другом месте она утверждала, что «не получила ни одного вершка польской земли, а взяла то, что сами поляки называют Красной Русью. Что касается Литвы, то она никогда не была Польшей». Похожими были высказывания и высших царских чиновников Да и многие видные деятели Российской империи изъяснялись подобным образом. Взять хотя бы В.О. Ключевского, то по его словам «Россия не присвоила ничего исконно польского, отобрала только свои старинные земли да часть Литвы, некогда прицепившей их к Польше»
В 19 веке во второй трети в России стали образовываться следующие течения – консервативное, которое было ответом на выступление декабристов, оно опиралось на принцип православия в виде основы духовной жизни и опоры самодержавия, самодержавную власть они признавал единственно возможной для страны, народность они воспринимали как единение народных масс с царем.Политическая реакция усиливалась,но оппозиция также действовала.Также сложилось течение славянофильства.Они пропагандировали особый путь России, защищали патриархальные устои, принижали прогрессивное в западных странах, отрицали деспотизм самодержавия.Православие, самодержавную власть они считали основными принципами общества в России.Течение западников считали путь развития западных стран образцом для своей страны ,они хотели прогрессивного развития по пути реформ, ликвидации крепостного права,установления Конституции.Оба течения отрицательно относились к крепостничеству и выступали за реформы.Революционные демократы выступали против буржуазно-либеральной идеологии, они проповедовали идеи утопического социализма.Так Герцен считал , что можно перейти к общинному социализму через общину крестьян, а также считал необходимым отменить крепостничество и убрать самодержавие. Критик Белинский выступал с программой революционного развития страны.Существовал кружок Буташевича –Петрашевского. Он выступал за уничтожение владения землей помещиками,за революционные преобразования и установление демократии и политических свобод, этот кружок был разрушен , его участники приговорены к расстрелу, а потом к каторге. Разочаровавшись во власти, передовая интеллигенция выбрала путь борьбы за будущее страны и образовывала кружки и общества, выступала за революционное переустройство общества.